Север и рынок. 2016, N 4.
Фундаментальным результатом явились: обоснование особенностей формирования рыночных отношений в регионах с особыми природно-климатическими условиями, роли государства в становлении и регулировании рыночного хозяйственного порядка; оценка роли геополитического положения, ресурсного потенциала и производственного комплекса Севера в национальной экономике, в том числе с позиций экономической безопасности; анализ и оценка путей адаптации субъекта Федерации к федеральной налогово-бюджетной политике, анализ последствий реализации действующих принципов бюджетного федерализма. Было обосновано экологическое значение северного измерения российской экономики как в национальном, так и в международных масштабах [1, с. 31]. Сделан вывод о том, что стабильность хозяйственного комплекса и национальной безопасности России и ее Севера неотделимы, экономика Севера является стабилизирующим фактором экономики России, а северное измерение определяет состояние экономики России. Обоснованы возможности экономического роста в условиях северных территорий, определены критерии устойчивости экономического роста территориальных хозяйственных систем и разработана система показателей, характеризующих понятие устойчивости экономического роста в сфере производства, в финансовой и социальной сферах. Исследованиями установлено, что степень интенсификации регионального производства на Севере России с учетом экстремальных условий воспроизводства, повышенных затрат на хозяйственные и социально-бытовые нужды должна превышать среднероссийский уровень. Невыполнение этого требования свидетельствует об отставании научно-технического потенциала хозяйственных систем северных регионов и неустойчивости избранной стратегии реформирования экономики. Все это определяло необходимость корректировки стратегии осуществляемых преобразований. В рамках этого направления была разработана методика и критерии районирования Севера по условиям транспортной доступности и дифференцированного подхода к определению масштабов государственной поддержки завоза грузов (товаров) в районы с ограниченными условиями транспортной доступности. Выполнена серия хоздоговорных работ по оценке дискомфортности жизнедеятельности населения в отдельных районах для целей районирования Севера. Особое внимание уделялось развитию исследований о специфических особенностях хозяйствования на Севере, связанных с повышенными издержками в воспроизводственном процессе и влиянием на ценообразование рентного фактора. Представляется интересным, что уже тогда, двадцать лет назад, были обоснованы концептуальные положения, до настоящего времени не потерявшие своей актуальности. Отмечалось, что экономика Советского Союза, а сегодня России, во многом обязана своей конкурентоспособности «дешевому» северному сырью. В среднем затраты на его производство всегда были ниже среднемировых, даже несмотря на северные удорожающие факторы. Это позволяло долго держаться на плаву «высокотехнологическим» отраслям гражданского и оборонного комплекса России [2, с. 4]. Таким образом, Север как бы «измерял» состояние экономики страны, возможности развития внутреннего и внешнего рынков. Основным оператором на Севере является государство, оно инвестирует развитие инфраструктуры северных территорий, определяет стратегию его развития и международного сотрудничества, участвует в экономической деятельности многих предприятий, формировании рынка труда и трудовых отношений, регулирует движение капитала, осуществляет передачу информации. От «здоровья» экономики Севера зависит «здоровье» экономики страны. В таких условиях Север перестал быть просто одним из региональных объектов хозяйствования. Он приобрел ярко выраженное национальное значение. Узловые экономические проблемы Севера и страны можно было решать только в увязке и в основном на национальном уровне. Стратегию социального и экономического развития даже на среднесрочную перспективу, а тем более текущую политику, нельзя формировать в отрыве от экономики северного региона страны. Все три фазы, которые переживает переходная экономика России, - - «системные преобразования» (системная трансформация), «стабилизация экономики» (оперативное управление) и «сохранение системы жизнеобеспечения» (антикризисные меры, выживание) - - рекомендовалось соизмерять с последствиями для Севера и страны в целом. При этом определенная часть вопросов имеет чисто региональный аспект, и решаются они на уровне субъектов Федерации. Именно в этом заключается суть «северного измерения России». Это не просто абстрактный регион, без хозяйственной деятельности которого экономика государства может оставаться работоспособной. Без Севера Россия попадет в ресурсную зависимость от импорта сразу же с началом развития внутреннего рынка, которая будет резко возрастать по мере формирования экономики инновационного типа, базирующейся на высоких, наукоемких технологиях, использующих редкие и цветные металлы Севера [2, 3]. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz