Север и рынок. 2016, N 4.

Западной Арктики. Это привлекло внимание к теме корпоративной социальной ответственности, которая в нефтегазовых компаниях традиционно разрабатывается мощнее, чем в горнорудных. Под влиянием изученного опыта корпоративной социальной ответственности нефтегазовых компаний Ненецкого, Ямало-Ненецкого автономных округов и зарубежных арктических территорий были предприняты попытки выработать рекомендации для своих горнорудных предприятий Мурманской области [25]. В последние годы корпоративная тема получила новое направление в аспекте общего вызова укрепления инновационности арктической экономики: появляются работы, нацеленные согласовать государственную и корпоративную политику в интересах активизации процессов передачи части хозяйственных функций от крупных компаний местному малому бизнесу (аутсорсинга) [26]. Вопросы комплексирования гражданской и оборонной деятельности в Арктике Одно из фундаментальных отличий арктических территорий от северных состоит в том, что в первых всегда звучит императив необходимости сохранять и защищать здесь национальный суверенитет страны 1 . В мирное время речь идет о неурегулированных конфликтах на перспективные по биологическим и углеводородным ресурсам участки акватории арктических морей, в военное время речь идет о физическом проникновении иностранных войск на арктические сухопутные территории, например США в Канаду (территория Юкон), немецкие военные корабли доходили в Великую отечественную войну вплоть до Дудинки. Совершенно неслучайно в советское время крупные военно-морские базы стран НАТО и Варшавского договора размещались в Арктике и вся арктическая тематика имела в СССР гриф секретности. В силу внутриконтинентального положения северных территорий их геополитическое значение обычно скромнее и слабее, чем приморских арктических, которые формируют северный фасад любой циркумполярной страны. Поэтому вопросы сосуществования гражданской и оборонной деятельности в одном пространстве-времени во всем мире признаются как специфически присущие именно Арктике. На языке исследовательских диссертаций и статей представителей кольской школы это звучит как нахождение оптимального сочетания геополитических и геоэкономических факторов в развитии Мурманской области и ее муниципальных образований2. В Институте экономических проблем в 1990-е гг. были выполнены интересные исследования по согласованию гражданской и оборонной деятельности в мурманских городах - ЗАТО. В дальнейшем постановка этой темы приобрела больший пространственный охват: как согласование двух видов деятельности в масштабе всего транспортного канала Северного морского пути, при освоении крупных нефтегазовых проектов на шельфе арктических морей и др. Конечно, ни один соседний северный региональный исследовательский институт такую тематику не прорабатывал просто в силу того, что отсутствовал сам феномен. Тема рисков и неопределенности В отличие от морской, корпоративной, оборонной проблематики, тема рисков и неопределенности в исследованиях Института экономических проблем не имеет явно выраженной консолидированности, рассыпана по десяткам сюжетов экономического и социального развития, может присутствовать, например, в работах по изменению климата в Арктике и как оно влияет на социально-экономические процессы. Однако можно утверждать, что в целом феномен нестационарности, хрупкости, уязвимости в арктических природно-хозяйственных системах выражен значительно сильнее, чем в северных. Развитие арктических территорий в прямом смысле осуществляется в условиях сильнейшей неопределенности, что автор - уроженец северного Магадана в полной мере почувствовал, впервые попав на Чукотку в 1990 г.: вот где непредсказуемость погодных условий проявилась в полной мере, когда пришлось лишнюю неделю провести в пос. Эгвекинот, рискуя опоздать на встречу 1 Конечно, речь здесь идет, прежде всего, об арктических федерациях с обширными арктическими и северными пространствами. Для унитарных государств вопросы арктического суверенитета звучат слабее, но, как показывают новейшие примеры Дании и Норвегии, которые имеют неурегулированные споры со своими арктическими соседями в лице федеративных государств, также существуют, прежде всего, споры об участках акватории. 2 См., например, НИР «Оценка геополитического и геоэкономического положения области, сильных и слабых сторон, системных проблем, возможностей, угроз и опасностей развития, разработка сценариев развития области на период до 2015 года с общей оценкой развития до 2020 года» — хоздоговор с Департаментом экономического развитияМурманской областиN° 04-02/35 от 18 июля 2006 г. (2006 г.) и [27]. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz