Север и рынок. 2016, N 4.

освоения приморских месторождений углеводородов Западной Арктики, формирования здесь новых промышленных районов на примере пилотного проекта Приразломного нефтяного месторождения и цепочки новых запланированных проектов [14-17]. Масштаб постановки проблемы настолько значим, глубина и комплексность ее проработки с приглашением ведущих экспертов России в соавторы вышедших монографий настолько велика, что можно говорить о постепенном оформлении контуров «здания» новой теории освоения морских месторождений углеводородов Российской Арктики, которая рождается именно здесь, в Институте экономических проблем КНЦ РАН. В этом контексте нужно специально отметить очень мощное коллективное исследование, в котором прогнозное развитие морских коммуникаций в Арктике показано с системных позиций, с учетом проблем местных прибрежных сообществ и комплексного управления прибрежной зоной, диверсифицированных и конфликтующих видов биологического и углеводородного морского природопользования, в целом всегда очень вероятностного и неопределенного характера освоения Арктики [18]. Пожалуй, именно в этой книге ее авторы вышли за привычные рамки описания чисто технологических и инженерных вопросов морского проектирования к социальным, организационным, институциональным и инновационным аспектам нового хозяйственного освоения морских пространств Арктики. Проблематика Северного морского пути в последних работах Института обретает проектно-ориентированный характер: перспективное развитие трассы начинает рассматриваться не абстрактно, а в теснейшей увязке с намеченными к освоению крупными месторождениями углеводородов Западной и Центральной Арктики. В максимальной степени этот новый проектный подход к развитию трассы СМП получил воплощение в монографии «Факторный анализ и прогноз грузопотоков Северного морского пути» [19], в которой подробно рассмотрены перипетии крупных ресурсных арктических проектов России с начала 1990-х гг., впервые проанализированы новые институты, которые обычно сопровождают такие проекты и обеспечивают их экономическую жизнеспособность в жестких условиях Арктики, новые вопросы страховой защиты и обеспечения безопасности морских перевозок, специфики морского страхования в арктических условиях. И сам СМП начинает рассматриваться в этих новых работах не просто как транспортный канал, но как целостная транспортно-логистическая система, призванная обеспечить эффективное народнохозяйственное освоение морских пространств Арктики [20-21]. Корпоративная Арктика: роль крупных ресурсных компаний в социально-экономическом развитии арктического региона Арктическая экономика России в существенно большей степени и достоверно чаще, чем северная, сложена крупными корпоративными структурами, которые определяют ее основной профиль. Из всех арктических территорий России только в Чукотском автономном округе организационная структура базовых ресурсных отраслей представлена малым и средним бизнесом, а также филиалами иностранных горнодобывающих компаний. Для экономики всех остальных арктических регионов характерно доминирование подразделений крупных нефтегазовых и горнодобывающих компаний. Поэтому абсолютно естественно, что тема крупного ресурсного бизнеса, корпоративной промышленности и изменения ее облика под влиянием процессов инновационной модернизации, тема монопрофильных городов и поселков Арктики, в которых градообразующими предприятиями являются подразделения крупных ресурсных корпораций, получила полноценное развитие в исследованиях Института, после того как в результате процессов приватизации бывшие государственные предприятия оформились как обособленные крупные частные компании. Это произошло во второй половине 1990-х гг. И уже с начала 2000-х гг. Институт стал вести «корпоративную» тематику — сначала в виде изучения ресурсной обеспеченности и устойчивости деятельности родного градообразующего предприятия ОАО «Апатит» 1 , потом основных горнодобывающих предприятий Мурманской области [22] в разрезе анализа фирм и через призму монопрофильных городов, в которых они являются градообразующими предприятиями [23], в аспекте многогранного экономического и социального влияния, которое оказывают крупные субъекты хозяйственной деятельности на развитие Арктического региона [24]. Постепенно, прежде всего усилиями аспирантов, которые первыми ступали на непроторенные темы, корпоративная тематика расширялась и стала включать анализ пространственного поведения нефтегазовых корпораций в контексте хозяйственного освоения морских и сухопутных пространств 1 «Экономическая оценка и комплексный мониторинг воспроизводства минерально-сырьевой базы ОАО «Апатит» — хоздоговор № 019/02 от 25.03.2002 г. с ОАО «Апатит» (2002-2003 гг.). 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz