Север и рынок. 2016, N 4.

Узбекистан. Общий объем выпусков акций по в В В П % к 2012 2010 ' 2008 2007 0 1 2 3 4 5 6 " 8 9 10 11 12 13 1-1 15 16 1 7 Рис. 4. Общий объем действующих выпусков акций по номинальной стоимости по отношению к ВВП на начало периода [11-15] Рис. 5. Соотношение биржевого и внебиржевого оборота рынка ценных бумаг за период (млрд сумов) [13-15] Еще одним параметром рынка ценных бумаг, изменение которого необходимо для того, чтобы он стал механизмом, способным обеспечить увеличение объема инвестиций и повышение их эффективности, является доля первичного рынка. Именно объем первичного рынка, основанный на достаточной емкости всего рынка ценных бумаг, является непосредственным фактором, определяющим объем инвестиций, привлекаемых на рынке, и в перспективе темпы и устойчивость экономического роста. Вместе с тем, объемы вторичного рынка позволяют судить о ликвидности торгуемых ценных бумаг. За последние несколько лет объемы первичного рынка значительно превышают вторичный. Это связано в первую очередь с тем, что акционерные предприятия стали активно заимствовать на фондовом рынке (рис. 6). Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимают эмиссии облигаций. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10-15 до 60-65 % общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций. Большие надежды возлагаются на рынок корпоративных облигаций и в Узбекистане как на перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. По состоянию на 1 января 2016 г. в обращении находится 43 выпуска корпоративных облигаций на общую сумму 301.5 млрд сумов. 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz