Север и рынок. 2016, N 4.
Предстоит создать мощные отечественные экономические структуры транснациональной направленности, успешно конкурирующие как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время в практике регулирования межгосударственного экономического сотрудничества стран СНГ единые правила разработки организационных проектов транснациональных корпораций (ТНК) отсутствуют, а в отдельных государствах Содружества вообще не формируются нормативные требования к технико-экономическому обоснованию создания ТНК. Целями разработки организационных проектов создания ТНК являются: комплексное обоснование наиболее рациональных направлений, форм и методов осуществления совместной деятельности предприятий-участников, способных по своему научно-техническому, экономическому и управленческому потенциалу содействовать развитию научно-производственной и торговой кооперации, реализации инвестиционных и иных совместных проектов государств СНГ. С точки зрения ученых-экономистов, одной из проблем Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) является сходство в структуре национальных экономик и выход на внешние рынки с однотипной продукцией. Как следствие, страны выступают конкурентами на внешних рынках, а на внутреннем рынке ЕврАзЭС их продукция также конкурирует с продукцией национальных производителей. При этом побудительным мотивом экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС должна стать потребность сохранения друг у друга стабильного и очень емкого совокупного открытого рынка. Ведь, согласно базисной теории таможенного союза, выигрыш от образования таможенного союза (как для отдельной страны, так и для всего сообщества) связан именно с ростом торговых потоков, а убытки — с их сокращением. В ближайшей перспективе на евразийском континенте ЕврАзЭС сохранит за собой наиболее продвинутую форму интеграционных отношений. Дальнейшее ее развитие зависит от преодоления кризисных явлений его участниками, а также выбора правильного вектора в дальнейшем его функционировании. Таким образом, в пространственном аспекте перспективным предполагается усиление взаимодействия региональных интеграционных объединений на евразийском континенте. Одним из ключевых аспектов реализации успешной внешнеторговой политики должна быть государственная поддержка промышленного производства, ориентированного на экспорт продукции, что предполагает активизацию взаимной деятельности как отечественных предприятий, так и государственных органов власти. Наряду с этим, совершенствование форм и методов государственной поддержки внешней торговли предполагает развитие маркетинговых, транспортных, финансовых, информационных услуг. На современном этапе внешняя торговля Республики Казахстан со странами СНГ характеризуется расширением рынков сбыта для продукции отечественного производства. В качестве одного из приоритетов национальной политики в области развития внешнеторгового сектора выдвигается приоритетность торговли со странами - членами Таможенного союза, т. е. с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Для определения направлений государственной поддержки развития внешнеторговой деятельности необходимо определить, в каком направлении должна развиваться международная специализация Республики Казахстан. На наш взгляд, международная специализация должна складываться исходя из наличия естественных и приобретенных факторов. Под естественными преимуществами подразумеваются особые климатические условия и наличие природных ресурсов, а под приобретенными — развитие технологий, повышение квалификации работников, совершенствование организации производства. На основе этого необходимо определять создание и развитие национальных внешнеторговых кластеров в приоритетных отраслях, расширение объемов производства с точки зрения поставок их продукции на экспорт и направления, которые заслуживают государственной поддержки. Литература 1. Интыкбаева С. Ж. Финансовые аспекты устойчивого развития экономики Казахстана. Стратегия и тактика социально-экономического развития Казахстана // Материалы Республиканской научно-практической конференции. Алматы: АГУ им. Абая, 2002. С. 85-87. 2. Жонкебаева Р. Государственное регулирование НПС Казахстана // Рынок ценных бумаг Казахстана. 2005. № 23-24. С. 43. 3. Аргинбаев К. М. Принятие экономических решений в условиях неопределенности и риска. Новосибирск: Предприниматель, 1993. С. 24. 4. Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2002. С. 6. 5. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 303. 233
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz