Север и рынок. 2016, N 4.

из средств, полученных из зарубежного банка, в котором хранится гарантия фирмы «Б». Фирма «А» выполняет свои обязанности по поставке продукции фирме «Б», в свою очередь фирма «Б» гасит аккредитив, оплачивая все обязательства по поставке. Коммерческий банк получает определённую часть экспортной выручки. Особенностью данной схемы является договоренность коммерческого банка с иностранным банком о предоставлении таких кредитных линий. Таким образом, используемые меры стимулирования внешней торговли и широкий арсенал таких инструментов, как государственные капитальные вложения, целевое субсидирование, предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, прямые государственные закупки высокотехнологического оборудования, налоговые льготы и скидки, в целом должны позволить повысить эффективность экспорта. Очевидно, что в Казахстане импортная политика должна заключаться в постепенном сокращении, в особенности потребительского, импорта в целях обеспечения продовольственной безопасности за счет увеличения производства аналогичных товаров внутри страны. Основной нерешенной проблемой в данном направлении остается отсутствие эффективных промышленных комплексов с устойчивыми внутренними межотраслевыми связями. В качестве субъектов внешнеторговых отношений можно выделить: экспортеры и импортеры, инфраструктурные институты, государственные и наднациональные органы. Как свидетельствует мировая практика, абсолютно большая доля внешнеторговых операций приходится на крупные и крупнейшие предприятия. В этой связи, в Казахстане наблюдаются тенденции по стимулированию и инициированию создания таких крупных формирований, способных конкурировать с аналогичными образованиями на мировых рынках. Следует обметить, для того чтобы сформировать качественно новую внешнеторговую структуру, правительство должно обеспечить стабильные макроэкономические условия для ведения бизнеса, дополнительные стимулы для всех фирм-экспортеров и отраслей. Эти стимулы должны заинтересовать национальные частные структуры в развитии предпринимательской деятельности, внедрении ноу-хау и т. д. К сожалению, применение субсидий и налоговых льгот зачастую приводит к росту коррупции, лоббированию отдельных интересов. Защита отдельных молодых отраслей связана с определенными рисками. Существует риск неверного определения отраслей для предоставления государственной поддержки, только рыночные отношения способны выявить наиболее конкурентоспособные отрасли. Однако в настоящее время государственная политика направлена на выбор «лидеров» в отраслях. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность экспортоориентированных производств, необходимо: поддерживать благоприятные макроэкономические условия, недопущения завышения валютного курса, бюджетного дефицита; функционирование режима открытой торговли; повышение квалификации рабочей силы; формирование и дальнейшее совершенствование внешнеторговой инфраструктуры; создание промышленных ассоциаций, помогающих в применении иностранных технологий по выработке маркетинговых стратегий. На наш взгляд, главными приоритетами государственной внешнеторговой политики Республики Казахстан должны являться поддержка национальных производителей с целью повышения конкурентоспособности страны, а также стимулирование и расширение производства через внешнеэкономические связи. Влияние на характер развития внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан оказывают кластеры. Формирование и функционирование национальных внешнеторговых кластеров в Республике Казахстан должно происходить по двум направлениям. С одной стороны, основываться на имеющихся научно-производственных комплексах, которые способны стимулировать производство в родственных предприятиях, направленных на углубление переработки сырья. С другой стороны, развитие внешнеторговых кластеров в сфере высоких технологий и сферы услуг, особенно в сфере туристских услуг. Казахстанские компании должны иметь масштаб, сопоставимый с размерами национальной экономики. Наряду с увеличением экспорта, это содействовало бы восстановлению утраченных и приобретению новых внешних рынков, сосредоточению внимания на экспорте наукоемкой высокотехнологичной продукции. Конкурентоспособный выход наших изделий на внешние рынки потребует возрождения и интенсификации научно-производственной кооперации предприятий между собой и с зарубежными партнерами, привлечения новейших технологий и ноу-хау. Одним из главных приоритетов во внешнеэкономической политике Республики Казахстан является развитие, аналогичное Евросоюзу, т. е. объединение с общей экономической базой и даже с единой валютой взаимных расчетов, которая должна позволить полнее использовать конкурентные преимущества на Евразийском континентальном рынке. 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz