Север и рынок. 2016, N 4.

Как и в случае с экспортом товара, для определения эффективности импорта необходимо также рассчитать альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров потребления: В - ( З -Т +Т ) 3 — в ' пр р п ' (Л) аитнп О Q 5 в Зпр где Эаитнп — альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров потребления; далее — как в (3). Если Эаитнп> 1, импорт товара эффективен. Базовый коэффициент эффективности импорта товаров производства выглядит следующим образом: Э = _____ ^ГЛЕ______ ( 5 ) битп З +Т +Т +З , где Эбитп — базовый коэффициент эффективности импорта товаров производства; Втпр — выручка от использования товара производства; Зтпр — затраты на использование товара производства. Если Эбитп > 1, импорт товара эффективен. Необходимо также рассчитать альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров производства: _ b „ - ( Т р . + Т п + У З ) “ В „ - ( З ,+ З 2) , где Эаиьп — альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров производства; Вт — выручка от использования товара производства; Тр — транспортные расходы; Тп — таможенные пошлины, сборы; З 1 — затраты на производство товара внутри страны; З 2 — затраты на использование импортируемых комплектующих в производстве отечественной продукции. Если Эаиьп > 1, импорт товара эффективен. На основании этой методики можно составить таблицы эффективности экспорта и импорта товаров, выявить наиболее выгодные для предприятия внешнеторговые сделки. Государственная поддержка экспортоориентированных отраслей, способных обеспечить поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукции с более глубокой степенью переработки, возможна по двум направлениям: реализация селективной льготной налоговой политики, включая ускоренную амортизацию; льготные кредиты, в ряде случаев — прямое государственное финансирование; государственные гарантии иностранных кредитов, содействие уменьшению затрат на поставляемое импортное сырье (за счет, например, снижения налога на добавленную стоимость); создание системы кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов; обеспечение особой поддержки экспортной деятельности оборонного комплекса; оказание финансовой поддержки экспортерам, участвующим в зарубежных ярмарках и выставках, снабжение их информацией о состоянии рынков отдельных стран. Слабым звеном в регулировании и организации внешнеторговых отношений в Республике остается механизм финансовой поддержки и стимулирования экспортоориентированных и импортозамещающих производств и проектов. Актуальные проблемы сохраняются в области защиты внутреннего рынка, борьбы с контрабандой, пресечения нелегального вывоза капиталов за рубеж, сокрытия валютных доходов. Зарубежная практика (в частности в Японии) показывает использование отлаженного механизма предэкспортного финансирования в случаях, когда у компании есть желание выпустить продукцию на экспорт, но нет для этого необходимых финансовых средств. Предэкспортное финансирование складывается из следующей схемы. Допустим, предприятие «А» располагает производственными ресурсами для производства и экспорта конкурентоспособной продукции, имеется потенциальная фирма-покупатель «Б». Предприятие «А» обращается в коммерческий банк для получения кредита. Компания «Б» подтверждает готовность произвести оплату при поступлении продукции иностранному банку, оформляя безотзывной аккредитив, гарантию по экспортному контракту в пользу предприятия «А». После выполнения банковских требований (оформление залога, первоначальный взнос и т. д.) коммерческий банк кредитует компанию «А» 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz