Север и рынок. 2016, N 4.
К недостаткам теории относится исследование воздействия внешней торговли и товарных цен на распределение доходов в четко очерченных, ограниченных рамках простой двухфакторной модели для двух товаров. Важным является то, что теория показывает, как рыночный механизм обеспечивает одинаковым факторам производства в обеих странах равное материальное вознаграждение, т. е. одинаковую заработную плату, процентные ставки, рентные платежи. Современный торговый обмен характеризуется быстрым ростом темпов внутрифирменной торговли. Рассмотреть особенности завоевания фирмой внешних рынков пытаются С. Линдер, Р. Верной, Ч. Киндельберг. Суть теории «цикла жизни продукта» заключается в том, что производство новейших товаров предусматривает четыре последовательных этапа — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первом этапе товар производится в стране, где возникла потребность, а также уровень дохода и дороговизна рабочей силы стимулируют инновации, величина их риска компенсируется последующим налаживанием их экспорта. Второй этап характеризуется ростом спроса на продукт, следствием чего является расширение его производства и в других развитых странах. Третий этап заключается в освоении крупносерийного производства. Центры производства размещаются там, где рабочая сила самая дешевая, проблемы издержек становятся определяющими. В стадии упадка спрос на продукт в развитых странах сокращается, а сбыт, как правило, концентрирован в развивающихся странах. Разделение процесса производства на этапы носит условный характер. Особенность теории жизненного цикла продукта заключается в том, что производство высокотехнологичных товаров на начальном этапе возможно только в развитых странах, в частности в США. П. Кругман и К. Ланкастер, основываясь на микроэкономической теории эффекта, предложили альтернативную теорию международной торговли. Они предложили, что при правильной организации производства продукта по мере увеличения объема выпускаемой продукции долговременные средние издержки будут сокращаться. Вместе с тем, международный рынок позволяет сбыть больше продукции и по более низким ценам, нежели внутренний. В работах российских ученых В. Е. Рыбалкина, И. П. Фаминского, В. И. Фомичева и других значительное внимание уделяется изучению глобализации, международному разделению труда, проблемам рационализации экспорта и импорта. Вместе с тем делается вывод о том, что концептуальная проработка вопросов развития внешнеторговых отношений определяется усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, зависимостью от наличия в стране естественных и приобретенных факторов. При этом под естественными преимуществами подразумеваются особые климатические условия и наличие природных ресурсов, а под приобретенными — развитие технологий, повышение квалификации работников, совершенствование организации производства. Процесс становления внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан определяется с момента приобретения независимости. Данный процесс не был простым и однозначным. Стартовый уровень Республики был таков, что на мировой рынок она могла представить в основном сырьевые ресурсы. Внешнеторговый оборот Республики Казахстан в 2015 г. составил 109072.6 млн долл. США (к 2008 г. повышение — на 141.3 %). Экспорт в 2015 г. составил 71183.6 млн долл. США, рост по сравнению с 2008 г. составил 155.6 % (в 2.5 раза). Импорт в 2015 г. составил 37889 млн долл. США, по сравнению с 2008 г. — на 118.3 %. В товарной структуре экспорта за 2008-2015 гг. преобладают сырьевые товары. Основными товарными группами являются минеральные продукты и неблагородные металлы. Наблюдается увеличение доли минеральных продуктов (от 29 до 73.8 %) и уменьшение продукции металлургической промышленности (от 41 до 15.9 %). Особенно сильно уменьшение в общем объеме продукции происходит после 2010 г. Доля продовольственных товаров, химической продукции, машин и оборудования в экспорте изменилась незначительно. В товарной структуре импорта за 2008-2015 гг. преобладают машины и оборудование (с 29 до 43.8 %), особенно рост приходится на период с 2008-2011 гг., когда наблюдается уменьшение доли импортируемых минеральных продуктов (с 30 % в 2011 г. до 14 % в 2015 г.). В отношении неблагородных металлов происходит незначительное увеличение спроса (с 8 % в 2011 г. до 14 % в 2015 г.). В небольших объемах произошло сокращение в импорте удельного веса продовольственных товаров и химической продукции. За рассматриваемый период времени наблюдается рост импорта по ограниченным товарным позициям: машины и оборудование, неблагородные металлы. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz