Север и рынок. 2016, N 4.

До настоящего времени вопросы внешнеторговой политики Республики Казахстан занимали особое место в правительственных программах, но большее внимание уделялось либерализации внешнеэкономической деятельности, налаживанию и укреплению внешнеэкономических связей, нежели рационализации структуры экспорта и импорта в целях повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Особое значение приобретает рационализация структуры экспорта и импорта. Структура импорта Республики ориентирована на удовлетворение потребительских нужд. Главной особенностью экспорта является его моноориентированность, что нехарактерно для мирового экспорта. Моноориентированность означает, что основу экспорта составляют несколько видов экспортируемых товаров, в основном топливно-сырьевые ресурсы. В свою очередь, это вызывает узость номенклатур экспортируемых товаров, сырьевую специализацию экономики, а также влечет высокую зависимость от конъюнктуры цен на мировых рынках топлива и сырья [ 1 , 2 ]. От того, в каком направлении будет разрабатываться внешнеэкономическая политика государства и как эффективно будет использоваться экспортный потенциал, будет зависеть участие Республики Казахстан в международном разделении труда, вхождение в число 50 конкурентоспособных стран мира. Роль государства в регулировании внешнеторговых отношений многократно возрастает в условиях мирового экономического кризиса. В этой связи необходим поиск новых идей по выработке эффективной внешнеторговой политики, чтобы создать благоприятные условия для развития внешнеторгового сектора экономики, диверсификации экономики в целях устойчивого экономического роста. За последнее десятилетие в отечественной экономической литературе активное отражение нашло множество трудов, посвященных данной проблематике. Проблемами международных экономических отношений занимались Е. М. Арын, К. Арыстанбеков, С. Байзаков, Р. Е. Елемесов, Р. Жоламан, Н. Исингарин, Б. Казбеков, Д. М. Мадиярова, С. С. Сатубалдин. Проблемы государственного регулирования внешней торговли Казахстана исследовали С. К. Бишимбаева, Е. Б. Жатканбаев, А. Нурсеитов, Л. Ф. Сухова. Вопросы импортозамещения и рационализации экспорта расмматривались в трудах Р. А. Алшанова, Л. К. Кошанова, С. Д. Примбетова, М. Б. Кенжегузина. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности были изучены М. А. Абдрахмановым, К. К. Жуйриковым, Д. А. Кошановой, А. Мырзахметовой, М. Б. Окшантаевой, У. К. Шеденовым. В экономической науке существуют различные трактовки понятия «внешнеторговая политика». Наиболее общее и распространенное определение, с которым многие исследователи соглашаются, дает Е. Ф. Жуков, трактуя ее как систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Исходя из этого, многие экономисты определяют внешнеторговую политику, как политику в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т. е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки. Сторонники данного определения подчеркивают регулирующую составляющую внешнеторговой политики. На наш взгляд, такой подход правомерен, но, в то же время, существуют и другие подходы в определении сущности внешнеторговой политики, где основополагающим моментом считается развитие внешнеторговых отношений с другими странами [3-13]. Внешнеторговая политика государства должна рассматриваться как один из факторов устойчивого экономического роста, направленного как на повышение эффективности внешнеторговых связей, так и на создание благоприятных условий для увеличения внешнеторгового оборота. На наш взгляд, внешнеторговая политика — это часть внешнеэкономической политики, представляющая собой совокупность целенаправленных мероприятий государства, направленных на таможенно-тарифное регулирование внешней торговли и на углубление внешнеторговых связей. Нами предлагается внешнеторговую политику классифицировать по следующим критериальным основаниям: длительности воздействия; в зависимости от территориальной единицы; в зависимости от участия в международном разделении труда; концептуальному признаку; используемым методам; отраслевому признаку; объектам внешнеторгового обмена; внешнеторговым потокам; функциональной направленности. Такая классификация видов внешнеторговой политики государства представлена в табл. 1. Анализ идей и взглядов западных научных школ по проблематике осуществления внешней торговли позволяет проследить эволюцию подходов к содержанию и целям внешнеторговой деятельности. Исторически первой крупной школой, сделавшей анализ роли внешней торговли в развитии экономики, был меркантилизм. Научно значимый вклад данной концепции состоит в том, что была выявлена взаимосвязь между внутренней экономикой и внешней средой, а внешняя торговля рассматривалась как источник роста богатства страны. Основным недостатком во взглядах меркантилистов было то, что они не ставили вопрос о взаимосвязи внешней торговли с общественным производством, торгового капитала с промышленным. 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz