Север и рынок. 2016, N 4.
Финансовый результат поддержки (ФРП) определяется на основе показателей выхода продукции (товарной или валовой) на рубль затрат по её производству и объёму её совокупной поддержки (1). Такая теория основана на одинаковом использовании в производстве вложенного собственного и бюджетного рубля: ФРП ВП ТП ОП ЗВП ЗТП , (1) где ВП — валовая продукция; ТП — товарная продукция; ЗВП — затраты на производство валовой продукции;ЗТП — затраты на производство и реализацию товарной продукции; ОП — объем поддержки. Исходя из этого, эффективность поддержки ЭП рассчитывается как (2): ЭП ФРП ОП, (2), где ЭП — эффективность господдержки; ФРП — финансовый результат поддержки; ОП — объем поддержки. Показатели эффективности поддержки по данной методике можно определять по всей сельскохозяйственной продукции, а также по растениеводству, животноводству, в разрезе хозяйств, районов, природно-климатических зон. На основе данной методики можно определить отдачу вложенных и имеющихся средств, при этом учитывается результативность использования средств как получателями, так и распорядителями бюджетной поддержки. В статье также рассмотрена авторская методика С. Ю. Петровой и О. А. Фроловой по определению экономической эффективности сельскохозяйственных организаций с учетом использования государственной поддержки [13-15]. Для расчета коэффициента эффективности авторы предлагают использовать два показателя — агрегированный показатель государственной поддержки сельского хозяйства и годовую прибыль от продукции сельского хозяйства. В общем виде эффективность представлена так: Эффективность = Результат/Использованные ресурсы. В качестве результата выбран показатель Пт — общая прибыль от продукции сельского хозяйства за текущий год, ведь именно прибыль — результат деятельности каждой организации. В качестве ресурсов взят показатель АПГП — агрегированный показатель государственной поддержки сельского хозяйства. Агрегированный показатель государственной поддержки сельского хозяйства (АПГП) рассчитывается как сумма общей прибыли от сельхозпродукции, полученной за прошлый год (Пп), и суммы ассигнований из бюджетов всех уровней, предназначенных для текущего года (Фт). Если учитывать только субсидии в рамках «желтой (янтарной) корзины», то АПГП будет рассчитываться как сумма соответствующих субсидий и прибыли, полученной от субсидируемой продукции. В первом случае полученная сумма будет являться допустимым уровнем общей государственной поддержки сельского хозяйства на текущий год, во втором — допустимым уровнем государственной поддержки в рамках «желтой корзины» на текущий год. Авторы данной методики приводят формулы (3), (4) для расчета коэффициента эффективности работы сельскохозяйственных организаций с учетом использования государственной поддержки: Кэр Пт АПГП (3) или Кэр Пт Пп Фт (4) Система оценки эффективности в зависимости от значения коэффициента эффективности работы сельскохозяйственных организаций предлагается следующая: Кэр < 0.3 — неэффективная работа сельскохозяйственных организаций; 0.3 < Кэр < 0.6 — малоэффективная работа сельскохозяйственных организаций; 0.6 < Кэр < 0.9 — средняя эффективность работы сельскохозяйственных организаций; Кэр > 0.9 — высокая эффективность работы сельскохозяйственных организаций. Данная методика в комплексе содержит и количественную оценку, позволяющую определить допустимый уровень государственной поддержки в год (АПГП), и качественную оценку 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz