Север и рынок. 2016, N 4.

EVALUATING THE EFFICIENCY OF BUDGETARY FUNDS IN MURMANSK REG ION ’S AGRICULTURE V. N. Maretskaya , Reseacher G. P. Luzin Institu te for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia A. Y u .Maretskaya , Jun io r Researcher G. P. Luzin Institu te for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract. The article gives a methodical substantiation of efficiency of using budgetary funds. The approbation of the method for evaluating efficiency of using budgetary funds in agriculture of the Murmansk region has been carried out. As a result, it has been revealed that the economic impact of the state support to agriculture in the Murmansk region is insignificant. The regional budgetary funds for the state support of agricultural producers do not have a direct impact on the agricultural production in the Murmansk region. The current system of state support is not fully focused on creating conditions for strengthening financial stability and solvency of agricultural enterprises, taking into account the different conditions for their business operations, and production costs. The authors propose to develop the mechanism of the state support to agriculture in the region, assess the priorities of each company, identify the growth points, and develop areas of production, in which investments will be economically justified. Keywords: state support, agriculture, methodology, monitoring, assessment of efficiency, budgetary funds, northern region. Вопросы, связанные с эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства [1-3] как в целом по стране, так и на уровне регионов, становятся актуальными, так как реализуемые мероприятия государственной поддержки не являются достаточно действенными и эффективными. Применяемый метод распределения государственной поддержки не учитывает важнейшего принципа рациональности — степени окупаемости вкладываемых средств [4, 5]. В результате реализации направлений государственной программы [ 6 ] путем использования финансово-экономических инструментов рентабельность в целом по сельскохозяйственным организациям Мурманской области в 2013 г. с учетом субсидий составила минус 11.1 % (без учета субсидий — минус 30.9 %), доля убыточных сельскохозяйственных организаций — 50 % [7]. По итогам за 2014 г. рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий остается крайне низкой — 0 .0 1 %, удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций на уровне 2013 г. [ 8 ]. В настоящее время существуют различные методики определения экономической эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, использующие методы количественной и качественной оценки [9, 10]. К количественным методикам, или к методикам оценки уровня (допустимого или необходимого), относятся методики Всемирной торговой организации (ВТО) и Организации экономического сотрудничества и развития 1 (ОЭСР) [11]. Принципиальное различие этих методик заключается в целях расчета. Для ОЭСР является важным определить уровень поддержки, а для ВТО — допустимый размер поддержки в рамках «янтарной корзины2» [ 1 1 ], на который могут рассчитывать страны, вступившие в данную организацию. Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) разработана методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве, которая позволяет оценить эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов на основе соотношения объема совокупной поддержки и её финансового результата [ 1 2 ]. 1 ОЭСР проводит оценку и мониторинг мер государственной поддержки аграрного производства в странах - членах и не членах этой организации с 1987 г. 2 Все меры внутренней поддержки классифицируются на основе главного критерия: оказывают ли они «искажающее» воздействие на торговлю и производство. Меры (субсидии, критерии) «янтарной корзины» — меры по внутренней поддержке, оказывающие негативное (искажающее) воздействие на торговлю (списание долгов, кредитование сельского хозяйства, регулирование рынков сельхозпродукции, страхование урожая, дотации для производственных нужд, инвестиционные субсидии государства сельскому хозяйству, дотации на производство сельскохозяйственной продукции и т. п.) [ 11 ]. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz