Север и рынок. 2016, N 4.

В 2013 г. на реализацию государственных программ, а также региональных адресных программ за счет всех источников финансирования предусматривалось направить 18 288.1 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета 11 289.6 млн руб., что значительно больше, чем в 2012 г. (всего 14 834.1 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета 5 368.7 млн руб.). Кассовые расходы на реализацию 26 госпрограмм и 3 региональных адресных программ составили 17 081.5 млн руб., или 93.4 % от запланированного, в том числе за счет средств областного бюджета 10 557.7 млн руб. (93.5 % от плановых назначений). В 2012 г. степень освоения средств составила 76 и 81 % соответственно. Кроме того, на реализацию мероприятий 20 государственных программ и 3 региональных адресных программ было предусмотрено привлечение средств федерального бюджета в объеме 4 438.7 млн руб., бюджетов муниципальных образований (436.2 млн руб.) и внебюджетных источников (2 123.6 млн руб.). Фактическое привлечение софинансирования по программам за счет средств федерального бюджета составило 4 123.9 млн руб. (92.9 %), местных бюджетов — 282.2 млн руб. (64.7 %) и внебюджетных средств — 2 117.8 млн руб. (99.7 %). По состоянию на конец 2014 г. общий объем финансирования, запланированный на реализацию 17 государственных программ, составил 74 300 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета 47 500 млн руб. Фактическое исполнение на 31 декабря 2014 г. составило 72 600 млн руб. — 97.6 % от запланированных на год объемов. Следует отметить более высокую (на 3.6 п. п. выше) степень освоения средств по отношению к 2013 г. (94 % в целом по долгосрочным и ведомственным целевым программам). Фактическое софинансирование мероприятий государственных программ за счет средств федерального бюджета составило 89.9 % от предусмотренного годового объема, местных бюджетов — 72.9 %, внебюджетных источников — 100.3 %. По состоянию на конец 2015 г. общий объем финансирования, запланированный на реализацию 17 государственных программ, составил 69 400 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета 48 500 млн руб. Фактическое исполнение на 31 декабря 2015 г. составило 70 500 млн руб. — 101.5 % от запланированных на год объемов. Превышение фактического объема над плановым сложилось в связи с увеличением финансирования из внебюджетных источников мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, осуществляемых промышленными предприятиями региона, в рамках государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» (в 12 раз выше плана). Освоение объемов финансирования за счет средств областного бюджета по сравнению с результатами 2014 г. незначительно снизилось (на 0.8 п. п.), фактическое софинансирование мероприятий за счет средств федерального и местных бюджетов увеличилось (на 2 . 6 и 0 .6 п. п. соответственно). По состоянию на первое полугодие 2016 г. на реализацию 17 государственных программ за счет всех источников финансирования было предусмотрено 69 800 мнл руб., в том числе за счет областного бюджета 48 000 млн руб. Фактическое исполнение по государственным программам на 01.07.2016 составило 31 200 млн руб. — 44.7 % от запланированных на год объемов, что на 1.3 п. п. ниже уровня 6 месяцев 2015 г. (на 3 млрд руб.). Увеличение расходов на осуществление государственных программ продемонстрировано на рисунке. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить следующее. Государственная программа субъекта Российской Федерации — это документ стратегического планирования, необходимый для достижения целей и решения задач социально-экономического развития регионов страны. Это связано как с необходимостью достижения устойчивого социально-экономического развития, так и с кризисными условиями ведения хозяйственной деятельности [11-15]. Конкретный пример Мурманской области показывает, что на этапе создания проект перечня государственных программ Мурманской области формируется Министерством экономического развития области. Данный проект утверждается Постановлением Правительства Мурманской области, и каждая государственная программа (подпрограмма) закрепляется за определенным исполнительным органом государственной власти Мурманской области — государственным заказчиком, в роли которого обычно выступает Министерство, в чье ведение входит направление программы. После этого совместно с Министерством экономического развития и Министерством финансов Мурманской области разрабатывается план мероприятий с разбивкой по годам в разрезе источников финансового обеспечения. Контрольные мероприятия остаются в ведомстве Контрольно-счетной палаты Мурманской области, в ходе которых должна быть подтверждена эффективность использования средств областного бюджета, направляемых на реализацию государственных программ Мурманской области. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz