Север и рынок. 2016, N 4.
УДК 332.02:332.14 О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА АРКТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)1 Д. С. Крапивин , кандидат экономических наук, научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты , Россия Аннотация. Государственные программы являются важным инструментов реализации основных функций государства. Вопросы планирования и осуществления государственных программ приобретают дополнительную актуальность в периоды, когда экономика находится под влиянием кризисных явлений. Процесс создания программ должен быть направлен не только на антикризисное реагирование, но и исполнять свою основную задачу, которая состоит в реализации структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста. Поэтому очень важно иметь отлаженный механизм планирования и реализации государственных программ. На сегодняшний день понимание этого механизма затруднено, поскольку ответственность за различные этапы государственных программ распределена по различным структурам и закрепляется множеством законов и подзаконных актов. Данная работа направлена на некоторую систематизацию известных данных в отношении ответственности различных структур в процессах создания, утверждения, осуществления и последующего контроля государственных программ на территории региона Арктики и выполнена на примере Мурманской области. Ключевые слова: государственные программы, государственное регулирование экономики, законодательство, региональная экономическая политика, арктический регион. ON THE PROCEDURE OF IMPLEMENTATION OF GOVERNMENTAL PROGRAMS IN THE ARCTIC REGION (A CASE STUDY OF THE MURMANSK REGION) D. S. Krapivin , PhD (Economics), Researcher Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract. Governmental programs are important instruments for implementing the main functions of the state. Planning and implementation of governmental programs becomes more important in periods when the economy is influenced by the crisis phenomena. The process of creating programs should be aimed not only at crisis management, but also carry out its main goal, which is to implement structural reforms aimed at diversifying the economy and creating conditions for sustainable economic growth. Therefore, it is very important to have an established mechanism of planning and implementation of governmental programs. Today understanding of this mechanism is difficult, because responsibilities for various stages of governmental programs are distributed over various agencies and fixed in a variety of laws and regulations. This work was aimed at systematizing some of the known data in relation to responsibilities of the various institutions in the processes of creation, approval, implementation and subsequent control of governmental programs in the Murmansk region. Keywords: governmental programs, governmental regulation of the economy, legislation, regional economic policy, the Arctic region. Для выполнения задачи решения экономических и социальных проблем органы государственной власти используют различные инструменты, к которым относится и реализация госпрограмм. Государственные программы — это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов. В настоящее время в России государственным программам (в том числе региональным) придается большое значение. При формировании федерального бюджета утверждается Перечень федеральных целевых программ, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета. Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации [1]. 1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 16-32-00019 «Новые проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Российской Арктики в условиях кризиса». 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz