Север и рынок. 2016, N 4.
за рассматриваемый период возросла более чем на 5 %, а доля трудоспособного населения, в свою очередь, упала примерно на 6 %. Оценка перспективы на рынке труда АЗРФ свидетельствует, что в ближайшем будущем рассматриваемые регионы будут испытывать дефицит трудовых ресурсов, несмотря на то что современный институт образования реагирует на изменение экономических потребностей в сфере труда, расширяет систему платного образования, внедряет новые образовательные программы, новые образовательные технологии (дистанционное обучение), делая образование более доступным, однако это не решает проблему кадрового дефицита. И здесь проявляется свойство адаптивности образования: с одной стороны, оно сверхчувствительно к любым изменениям со стороны социума, но с другой — не способно преодолеть инертность и консерватизм. Последние связаны с отражением в массовом сознании необходимости получения высшего образования, несмотря на то что на рынке труда есть высокооплачиваемые вакансии квалифицированных рабочих. Таким образом, убыль населения, миграционный отток, снижение доли трудоспособного населения на арктических территориях дополняются еще одним серьезным фактором — недостатком квалифицированных работников. В 2009 г. 54 % управляющих крупных компаний рассматривали нехватку квалифицированного персонала как основной фактор, тормозящий экономический рост [7]. Это приводит к отчужденности от решения региональных и местных вопросов, касающихся условий жизнеобеспечения в конкретных локальных условиях. Реальный рынок трудовых ресурсов заполняется за счет мигрантов, что, в свою очередь, негативно сказывается на стоимости труда и усугубляет социальные проблемы. На сегодняшний день эти тенденции сохранились, в результате на рынке труда наблюдаются взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, дефицит рабочей силы, с другой — сложности трудоустройства. В то же время фактически в каждом регионе есть свои зоны развития на уровне муниципальных образований, это образовательные и научные центры и учреждения. Такие территории концентрируют профессиональные навыки и создают систему внутрирегиональных социальных лифтов. Необходимо отметить, что это важный фактор для Российской Арктики, которая характеризуется достаточно высоким уровнем урбанизации и наличием более крупных городских поселений, чем на арктических территориях других стран. Это связано с политикой заселения северных территорий, проводившейся в 1920-1930-х гг. для обеспечения добывающей промышленности трудовыми ресурсами [ 8 ]. К сожалению, у городов мало стимулов для привлечения инвестиций, чтобы создавать новые рабочие места, развивать инфраструктуру и улучшать социальную среду, однако рост привлекательности городов за счет развития образования и науки повышает территориальную мобильность населения, которая, в свою очередь, создает условия для конкуренции городов за человеческие ресурсы. Решение проблемы отчужденности, закрепление молодых кадров в регионах должно быть одним из основных ориентиров высшего образования, которое на протяжении многих веков коррелировало с экономическим развитием. Возникнув в Древней Греции и Риме, высшее образование более четко оформилось в Средние века в связи с ростом городов и начинавшимся подъемом хозяйства и культуры. В XII в. появились первые университеты в странах, расположенных на побережье Атлантического океана и Средиземного моря (Италия, Испания, Франция) [2]. Понимание того, в каком направлении необходимо реформировать образование и сопряженные с ним социальные институты для успешного развития Арктической зоны Российской Федерации, требует рассмотрения современных решений в историческом аспекте. Необходимость преодоления социально-экономической отсталости России на рубеже XVII-XVIn вв. поставила перед государством необходимость развития образования и науки. Российская высшая школа берет свое начало в 1724 г., когда был рассмотрен проект указа (Петра I) об учреждении Академии наук и художеств, в котором предусматривалось создание академии, университета и гимназии. Позднее, в 1755 г., императрица Елизавета Петровна утвердила своим указом проект организации Московского университета и двух гимназий. Государство активно поддерживало развитие предпринимательства, мануфактурного производства. Новые экономические процессы того времени требовали поиска новых ресурсов, в том числе природных. Наука и образование были поставлены на службу государственных интересов, о чем свидетельствует география экспедиционных исследований. Исторический обзор выбранных в данной работе комплексных экспедиционных исследований показывает, что они включали в себя разнообразные направления, в том числе естественно-исторические, физико-географические наблюдения, и, безусловно, экономические обследования, и актуализирует роль молодых исследователей, гимназистов, студентов в освоении и развитии северных и арктических территорий. 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz