Север и рынок. 2016, N 4.
граница Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В результате площадь сухопутных территорий АЗРФ составляет приблизительно 3.7 млн км2, на ней проживает около 7.2 млн чел., что составляет примерно 5 % населения страны [4, 5]. С экономической точки зрения Арктика представляет интерес богатой минерально-сырьевой базой (здесь добывается около 90 % никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов, 100 % барита и апатитового концентрата); наличием Северного морского пути и, соответственно, перспективой развития арктической транспортной системы путем диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки, реструктуризации и роста объемов перевозок по Северному морскому пути. С геополитической точки зрения Арктическая зона имеет важное стратегическое значение — государственная граница России на протяжении примерно 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану, в арктических регионах базируются силы Северного морского флота, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. В данном контексте очевидно, что для России многоаспектное развитие Арктической зоны — это вопрос мирового лидерства в арктической экономике. Следовательно, данный целевой ориентир ставит следующие вопросы: в какой мере Российская Арктика способна и готова обеспечить такое лидерство? И каковы будут последствия того или иного ответа на этот вопрос, в частности, для государственной образовательной политики и, соответственно, вопрос о наличии кадров, обладающих необходимой квалификацией для обеспечения столь масштабного стратегического направления развития? Таким образом, вопрос о национальных кадрах — это вопрос об экономической стабильности и национальной безопасности. В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2 0 2 0 года» отмечаются отрицательные демографические процессы, отток трудовых ресурсов, а также отсутствие эффективной системы подготовки кадров, дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов в территориальном и профессиональном отношении. Таким образом, существует возможность, что регионы АЗРФ будут испытывать дефицит кадров необходимой квалификации, что подтверждается демографическими процессами, которые наблюдаются в Арктической зоне в постсоветский период. Образование и социальные процессы, которые оно таргетирует, фактически являются индикаторами решений и политики власти. Это как раз, на наш взгляд, связано со способностью адаптивности образования. Возможность удовлетворения экономических потребностей арктических регионов в трудовых ресурсах характеризуется, с одной стороны, сложностями трудоустройства, с другой — дефицитом рабочей силы, в социальных процессах ростом уровня безработицы, углублением разрыва доходности граждан, снижением доли средней прослойки и общего падения качества жизни населения. В результате более подвижное, обладающее полезными навыками население стремится в регионы с условиями более комфортного проживания. Это приводит к ослаблению возможностей развития, которые сохранились у регионов и муниципальных образований АЗРФ, и заставляет власти вырабатывать решения в еще более экстремальных условиях. После распада Советского Союза и перехода к рыночной модели миграционный приток на Север, имевший место в 1980- х гг., сменился на массовую миграцию населения из регионов Севера. Снизилась роль государства в развитии северных территорий, было приостановлено финансирование развития транспортной системы, отменены повышенные заработные платы и льготы, что привело к резкому увеличению стоимости жизни. В результате с 1990 по 2014 г. численность населения регионов, относящихся к АЗРФ, снизилась с 8 927 до 7 220 тыс. чел., т. е. на 19 %. При этом численность населения РФ сократилось на 1.35 %. Таким образом, для рассматриваемых регионов характерны опережающие темпы убыли населения по сравнению со страной в целом. Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что в целом регионы АЗРФ демонстрируют миграционную убыль гораздо более высокую, чем естественную. При этом за пределы региона выезжает наиболее мобильное, т. е. молодое, население. Миграционная убыль молодежи также усугубляет естественную убыль, поскольку сокращается доля населения детородного возраста. На протяжении последних лет доля населения, находящегося в трудоспособном возрасте, сокращается при росте доли населения старше трудоспособного возраста1. В структуре населения арктических регионов РФ доля трудоспособного населения за период 2004-2013 гг. упала почти на 5 % при росте доли населения старше трудоспособного возраста более чем на 4 %. Наибольшее снижение доли трудоспособного населения наблюдается в Мурманской и Архангельской областях, в Республике Коми и Чукотском автономном округе, где доля лиц в возрасте старше трудоспособного 1 Более подробно данные тенденции рассмотрены в работе М. В. Ивановой [ 6 ]. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz