Север и рынок. 2016, N 4.
Abstract. The article deals with the relationship of the higher education institution and the possibilities of the state policy implementation in the North and the Arctic. The specifics of demographic processes in the Arctic regions of the Russian Federation have been examined and the contradictions, arising at the regional labor markets, have been identified. Such negative demographic processes as outflow of labor resources, lack of an efficient staff training system as well as the territorial and professional imbalance between supply and demand of labor resources have been noted. Nowadays there are conflicting trends at the labor market: on the one hand, labor force shortage, and, on the other hand, difficulties of employment. The previous experience of involving young people in the development processes of the Russian Arctic, is presented, and it demonstrates the importance of the basic education, which was supported and implemented in the Soviet system of higher education. Preparation of academically educated specialists that constantly contributed to improvement of theoretical as well as material and technical bases of the Russian science and collection of valuable empirical data under the very difficult conditions of polar expeditions, enabled Russia to implement a large number of governmental tasks in the 18th — the beginning of the 20th centuries, in order to protect the economic and geopolitical interests in the Arctic. The reforming of higher education in today's Russia has not yet solved the problems of young people leaving the Arctic regions and meeting demands of the regional labor markets. Keywords: education, the Arctic zone of the Russian Federation, labor resources, migration, demography. Образование как один из системообразующих институтов оказывает существенное влияние на возможности и способности экономического социального развития регионов и государства в целом. В последнее время многие эксперты обсуждают вопросы необходимости регулирования структуры выпуска специалистов соответственно структуре спроса на рынке труда, количественные и качественные характеристики выпускников вузов, необходимость соответствия профессиональным стандартам. Государственная политика в сфере образования также подстегивает эту дискуссию, регулируя количество бюджетных мест по различным направлениям подготовки. Позвольте предположить, что такая постановка вопроса связана с упрощенным представлением о взаимосвязи высшего образования и рынка труда, в результате подобное заблуждение может привести к неблагоприятным последствиям экономического развития страны хотя бы потому, что политика удовлетворения текущих потребностей в специалистах не сможет быстро реагировать на структурные изменения в обществе в целом и в экономике страны в частности и, соответственно, готовить кадры на будущее . Не просматривается увязка образовательной траектории со стратегическими целями и задачами развития государства на долгосрочную перспективу. Действительно, последние десятилетия глобализации, развития новой экономики и технологий демонстрируют изменения в различных сферах экономической деятельности, в частности, активным преобразованиям подверглись финансовая система, система государственного управления, социальная система, системы связи и многие другие. Система высшего образования также не может стоять на месте, чтобы удовлетворять сложившиеся потребности, она должна изменяться не просто параллельно, а предвосхищая будущие потребности экономики страны. Образование на протяжении многих веков является одним из основных общественных институтов. В Большой советской энциклопедии понятие «образование» трактуется как совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для практической деятельности. Образование достигается в результате обучения в учебных заведениях или самообразованием. По своему содержанию оно подчинено интересам господствующего класса в данном обществе [1, с. 375]. Высшее образование всегда имеет специальный характер и направлено на подготовку специалистов высшей квалификации для различных отраслей управления, хозяйства и культуры данного государства [2, с. 508]. Данные определения четко выявляют одну из целевых функций образования как института — удовлетворение экономического запроса государства. И, несмотря на то что в XXI в. образование носит интернациональный характер, реализуются программы образования без границ, новые онлайн-технологии, которые позволяют получать образование дистанционно, слушать лекции ведущих университетов мира, в каждой стране присутствует национальная специфика. С целью выявления связи образования (в нашем исследовании мы будем рассматривать высшее образование) и основных приоритетов развития России, выявления современных тенденций и определения реперных точек развития рассмотрим роль образования в реализации одного из важных направлений государственной политики России — развитие Арктической зоны РФ. Россия на сегодняшний день является крупнейшим арктическим государством, которое обладает самой протяженной береговой линией и широким шельфом в Арктическом бассейне. В 2014 г. указом президента Российской Федерации [3] нормативно закреплена 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz