Север и рынок. 2016, N 4.

Следует также отметить несовершенство российского законодательства в области освоения континентального шельфа. Основные элементы системы правового регулирования проведения работ на шельфе, а именно система законодательства, система государственного управления работами, порядок предоставления права пользования участками недр шельфа существуют, но слабо адаптированы к специфике работ на шельфе. Порядок финансирования работ, связанный с освоением ресурсов недр шельфа, отсутствует [10]. Рассматривается возможность внесения изменений в законодательство, регулирующее порядок осуществления иностранных инвестиций в стратегические сектора экономики (в том числе в нефтегазовую промышленности) с целью упрощения порядка получения иностранными компаниями разрешений на участие в выполнении такого рода проектов [3]. Российское законодательство характеризуется значительными пробелами и противоречиями, поэтому возникает необходимость его совершенствования по следующим основным направлениям (табл. 2) [10]. Таблица 2 Основные направления совершенствования российского законодательства о континентальном шельфе Предложение Обоснование необходимости нормативного закрепления Механизм реализации предложения Законодательное закрепление принципов, стимулирующих вложение негосударственных инвестиций в геологическое изучение недр континентального шельфа России Высокая капиталоемкость проектов при проведении работ на акваториях и отсутствие возможностей для финансирования таких работ в полном объеме за счет государственных средств требуют законодательного закрепления норм, стимулирующих вложение негосударственных инвестиций в геологическое изучение недр Законодательное закрепление прав недропользователя, проводившего геологическое изучение на условиях риска, на получение права на проведение работ по разведке и разработке месторождения в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых. Законодательное закрепление права пользователя недр на продажу геологической информации о недрах, полученной в результате геологического изучения участка недр, проводившегося за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователя недр Разработка, обоснование и нормативное закрепление единых принципов для осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами в пределах всех акваторий, находящихся подюрисдикцией России Необходимость разработки единых принципов правового регулирования связана с тем, что в существующем законодательстве содержатся разные требования к порядку проведения работ, например, на континентальном шельфе и в территориальномморе, что осложняет процедуру получения и согласования разрешительных документов, регламентирующих указанную деятельность, осложняет проведение работ Законодательное закрепление единого порядка осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами, для внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа России, а также иных акваторий, находящихся под российскойюрисдикцией Необходимость совершенствования налогового законодательства для стимулирования инвестиций в изучение и освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа Существующий порядок взимания налогов не учитывает глубину проведения работ и состояние месторождения, что не позволяет оптимизировать налоговое бремя индивидуально для каждого месторождения. В законодательстве отсутствуют нормы, которые позволяли бы снизить финансовую нагрузку на пользователей недр на этапе осуществления основных инвестиций («налоговые каникулы») Внесение в Налоговый кодекс РФ норм по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, а также принципов предоставления «налоговых каникул» при осуществлении стадий подготовки месторождений к освоению. Освобождение от налогов части инвестиций, направляемых на создание и производство на территорииРоссии новейших технологий и технологических средств для изучения и освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Совершенствование российского законодательства позволит интенсифицировать международное сотрудничество в освоении шельфовых ресурсов и будет способствовать позиционированию России как ведущего игрока на шельфе Арктики, но это может произойти только после изменения политической обстановки. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz