Север и рынок. 2016, N 4.
Эффективное и безопасное освоение углеводородного потенциала Арктики требует укрепления международного сотрудничества, прежде всего между государствами, имеющими непосредственный выход к Северному Ледовитому океану. Очевидно, что важнейшую роль при этом играют скоординированность действий участников и контролирование их стратегических национальных интересов [7]. В настоящее время одной из важнейших задач международного сотрудничества для России является трансфер зарубежного технологического и организационно-экономического опыта и знаний по эффективной разработке арктических шельфовых месторождений. Известно, что при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80 % работ приходится на долю поставщиков для нефтегазового комплекса (НГК). Среди них — сервисные компании, крупные металлообрабатывающие, строительные, транспортные и другие поставщики оборудования и материалов, металлоконструкций, а также научные и образовательные учреждения, представляющие различные отрасли промышленности [8]. Несмотря на высокий интеллектуальный и промышленный потенциал отечественных предприятий, российские компании часто не способны составить конкуренцию иностранным компаниям при участии в тендерах. Они нуждаются в значительном повышении уровня собственной компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции, оказываемых услуг, систем охраны труда, окружающей среды и т. д. Российские предприятия в большинстве случаев могут пока рассчитывать на победу лишь в тендерах, которые связаны с выполнением общестроительных, электромонтажных и иных видов работ, не относящихся к производству высокотехнологичных продуктов с высокой добавленной стоимостью. В 2014 г. Евросоюз и США ввели запрет на поставки оборудования для работы на арктическом шельфе и на глубине свыше 150 м. В России этих технологий нет, об импортозамещении в этой области говорить не приходится. Россия своими силами сможет обеспечить только сейсморазведочные работы. А для бурения недостаточно отечественного оборудования [6]. Таким образом, на ближайшую и даже среднесрочную перспективу имеющийся отечественный технологический потенциал не позволяет рассчитывать на эффективное вовлечение в промышленный оборот углеводородных шельфовых ресурсов. Для его поднятия на необходимый уровень требуется масштабная и всесторонне выверенная государственная политика, направленная на перевооружение отрасли, на развитие транспортной и производственной инфраструктуры, на кадровое обеспечение столь высокотехнологичных и сложных проектов. С учетом огромной и несопоставимо более высокой капиталоемкости шельфовых проектов по сравнению с сухопутными добычными проектами их экономические показатели (а значит, и инвестиционная привлекательность) будут всецело зависеть от двух факторов — динамики цен на нефть и газ и параметров налоговой системы. К множеству технических и технологических проблем освоения шельфовой нефти и газа в столь суровых природно-климатических и гидрографических условиях следует добавить необычайно высокий уровень экологических угроз, серьезность которых будет усугубляться наличием ледового покрова, сохраняющегося в течение большей части года в пределах преобладающей части перспективных акваторий. Наличие мощных высокоподвижных ледовых полей само по себе является дополнительным фактором риска техногенных аварий [5]. Добыча углеводородов требует соблюдения усиленных мер безопасности и точных экономических оценок, и любая форс-мажорная ситуация (разлив нефти или несчастный случай) может привести к катастрофическим последствиям. Отечественные технологии морской добычи не обеспечивают экологической безопасности, а общая экологическая культура работников отрасли пока недостаточна. Например, по оценкам специалистов, аварийный сброс нефти в случае аварии платформы «Приразломная» может достичь 120 тыс. т. В настоящее время отсутствуют технологии сбора нефти с поверхности замерзшего (замерзающего в процессе сбора) океана. В мировой практике существует три метода ликвидации разлива нефти: механический, когда нефтепродукты собираются специальными нефтесборными системами; применение химических реагентов, при помощи которых нефть разлагается на фракции и поглощается сорбентами; сжигание нефти на поверхности воды. Все методы могут применяться комплексно, что наиболее эффективно при сильном ветре и морском волнении, но в ледовых условиях устранение разливов становится серьезной проблемой. По мнению специалистов, эффективного метода ликвидации аварии в арктических условиях в настоящее время не существует, и нефтеразлив в Арктике может обернуться экологической катастрофой [9]. Предсказать характер и масштаб возможного ущерба затруднительно даже при ограниченных по объему аварийных выбросах нефти и газа. Крупные аварии могут оказаться просто катастрофическими для экологии всей Арктической зоны [5]. Таким образом, вследствие уникальности экосистемы Арктики и длительного периода восстановления даже незначительная авария может привести к необратимым экологическим последствиям [3]. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz