Север и рынок. 2016, N 4.

Abstract. On the basis of the analysis of domestic and foreign experience the system of indicators of economic security of the Arctic coastal region has been developed. For the purpose of identification of the most significant indicators the questionnaire has been developed and sociological survey of highly qualified specialists has been conducted, the results of expert evaluations has been generalized. The system of indicators of economic safety has been developed, it includes the following indicators: “GRP per capita, thousand RUR”, “Average monthly per capita income, thousand RUR”, ”Per capita investments in fixed capital, thousand RUR”, “Unemployment rate, %”, “Population with incomes below the subsistence minimum, %”, “Per capita balanced financial result (profits minus losses) in fisheries and aquaculture, thousand RUR”, “Number of medical doctors per 10 thousand people”, “Per capita emissions of pollutants into the atmosphere, thousand people”, “Number of registered crimes per 100,000 people”, “Average housing, square meters per person". A comparative analysis of the level of economic security of the Arctic coastal regions of Russia was carried out. It was concluded that Nenets, Yamalo-Nenets and Chukotka autonomous districts had the highest level of economic security. This result was achieved, primarily due to the significant superiority of these regions in the basic economic indicators, such as: “GRP per capita”, “Average per capita incomes”, “Per capita investments in fixed capital”. Keywords: economic security, coastal regions, the Arctic, the system of indicators, the thresholds, comparative analysis, economy, the Arctic territories, maritime activities. Из-за системных сложностей, возникающих при объединении моря и суши в единый объект изучения и управления, на практике используются различные подходы к трактовке понятия «прибрежная зона». Однако наиболее простым и логичным представляется следующее определение: «прибрежная зона — это территориально-акваториальная полоса пространства вдоль линии раздела двух различных глобальных объектов природопользования — Мирового океана и материковой части планеты» [1]. Под экономической безопасностью прибрежных зон мы понимаем совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность экономики, устойчивость и поступательность ее развития, степень независимости и интеграции с экономикой страны, а также способность региональных органов государственной власти создавать механизмы противодействия внешним и внутренним угрозам [2]. Необходимо отметить, что с помощью критериев и показателей производится оценка уровня экономической безопасности территориальных систем. Посредством критериев экономической безопасности становится возможным определить состояние экономической системы, ее возможности в противодействии реальным и потенциальным опасностям, т. е. можно говорить о том, что критерии определяют качественную основу экономической безопасности в конкретном направлении, в то время как показатели экономической безопасности определяют количественную характеристику явления [3]. В настоящее время условно выделяют четыре основных метода оценки уровня экономической безопасности территориальных систем [2, 4]: - разработка системы показателей и их пороговых значений; - рейтинговая оценка; - методы прикладной математики; - метод сравнительного анализа экономического положения регионов. Из перечисленных выше методов лишь два — метод рейтинговой оценки и метод анализа экономического положения субъектов — целесообразно применять для проведения сравнительного анализа уровня экономической безопасности территориальных систем [4]. Поскольку проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в настоящее время находится в стадии согласования, при определении границ АЗРФ необходимо руководствоваться указом Президента РФ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ» от 2 мая 2014 г. Согласно данному указу к арктическим территориям РФ отнесены [5]: - территория всей Мурманской области; - часть территории Архангельской области (муниципальные образования «Город Архангельск», «Новая Земля», «Онежский муниципальный район, «Мезенский муниципальный район», «Город Новодвинск», «Северодвинск», «Приморский муниципальный район»); - Ненецкий автономный округ; - Ямало-Ненецкий автономный округ; - Чукотский автономный округ; - Республика Коми (только муниципальное образование городского округа «Воркута»); - часть территории Республики Саха (Якутия) — 5 улусов (Аллаиховский, Анабарский национальный, Булунский, Нижнеколымский и Усть-Янский); - часть территории Красноярского края (городской округ города Норильска, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район). Так как в рамках статьи поставлена задача провести сравнительный анализ уровня экономической безопасности прибрежных регионов АЗРФ, необходимо определить, какие из перечисленных выше регионов можно отнести к прибрежным. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz