Север и рынок. 2016, N 4.

В Республике Коми дистанционные технологии в обучении использовались в 34 образовательных организациях в 10 муниципальных образованиях (МО ГО «Воркута», МО ГО «Ухта», МО ГО «Усинск», МР «Княжпогостский», МР «Сосногорск», МР «Сысольский», МР «Вуктыл», МР «Усть-Вымский», МР «Сыктывдинский», МР «Прилузский») с охватом более тысячи обучающихся. Дистанционные уроки проводятся с использованием системы Skype и сервиса Google (Hangouts) в режиме онлайн. Учителя, использующие дистанционные технологии преподавания, проводят вводные занятия, индивидуальные консультации, дистанционное тестирование, лабораторные работы, опросы, синхронные телеконференции в режиме онлайн; ведут электронный журнал, используют кейс-технологии, сетевые технологии (рис. 4). Рис. 4. Динамика развития информационных технологий в общеобразовательных организациях (ОО) Республики Коми. Построено автором по [17-25] Немаловажным фактором, влияющим на распространение ИКТ, особенно в условиях Севера, является географический. При развитии новых видов связи большое влияние оказывает базовая инфраструктура, в частности, в Республике Коми развитие сети «Интернет» до сих пор происходит по транспортно-хозяйственной оси (железная дорога Котлас — Воркута, автомобильные дороги). Для развития ИКТ в северных регионах характерен урбанистический подход. К примеру, в городах Республики Коми проживает практически две трети жителей, располагаются крупные региональные организации и филиалы федеральных организаций, крупные учреждения образования и здравоохранения. Отсюда возникает неравномерность распространения и высокая дифференциация доступа к информационно-коммуникационным услугам как по количеству операторов, так и по качеству связи. Операторы сотовой связи активно продвигают свои проекты, в частности, мобильный Интернет только в тех населенных пунктах, где их реализация считается окупаемой. В зависимости от дальности расположения населенного пункта от сети дорог и, соответственно, от системы существовавших ранее телекоммуникационных каналов связи снижается возможность выбора поставщика услуг выхода в Интернет и вида выхода (технология широкополосного доступа в сеть «Интернет» активно развивается только вдоль железнодорожной оси). В труднодоступных населенных пунктах Республики недоступны практически все виды информационно-коммуникационных услуг. Отсутствие муниципальных кабельных сооружений ограничивает объёмы их предоставления имеющимися емкостями коммутационного оборудования и пропускной способностью сетей связи Республики Коми. На данный момент в удаленных сельских населенных пунктах часты перебои с приемом сотовой связи. Все вышеперечисленное приводит к тому, что конфигурация расположения сетей ИКТ повторяет конфигурацию расселения населения, приводя к возникновению одного из видов социального неравенства населения — «цифровому» неравенству. Таким образом, ИКТ, безусловно, влияют на экономику территории, особенно на экономику северных регионов, и являются инструментом, повышающим качество жизни населения. В связи со сложностью оценки вклада ИКТ в эффективность одним из оптимальных методов является корреляционно-регрессионный анализ (ВРП, затраты на ИКТ, объем услуг связи). Проведенный качественный и количественный анализ развития ИКТ в регионах Севера России позволил сделать вывод о том, что ключевыми факторами их пространственной дифференциации являются общественное 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz