Север и рынок. 2016, N 4.

Отличительной чертой Владимира Всеволодовича как руководителя Института и заместителя директора по научной работе было умение находить компромисс в самых острых ситуациях, неукоснительное соблюдение академической традиции коллегиальности в принятии решений, уважение к сотрудникам и умение выслушать каждого человека. Тактичный, скромный, добрый, очень ответственный человек, которому судьбой было отмерено всего 58 лет жизни... Ларичкин Федор Дмитриевич — доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Федор Дмитриевич Ларичкин Федор Дмитриевич возглавил Институт в конце 2006 г. и был его директором до конца 2015 г. Значительным событием этого периода стало присвоение Институту имени Геннадия Павловича Лузина (Постановление Президиума РАН от 12 декабря 2006 г. № 359). Это явилось справедливым признанием его роли в создании Института, а также его значения как государственного деятеля и талантливого ученого-исследователя, сумевшего создать новое научное направление, основать научную школу, сформировать условия успешной интеграции высшей школы и науки, обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации. Основные научные результаты деятельности Института в период 2006-2015 гг. также неоднократно включались в отчеты РАН как важнейшие теоретические и прикладные достижения и в значительной степени все более сосредотачивались на исследованиях арктического пространства. Можно выделить следующие значимые научные результаты: • обоснована необходимость формирования рациональной экологически сбалансированной системы недропользования на основе комплексного освоения и использования совокупности ресурсов недр и повышения глубины их переработки [32]; • выявлено объективное нарастание геоэкономических и геополитических противоречий в Западной Арктике, связанное, с одной стороны, с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением, а с другой — с отсутствием признанной мировым сообществом и нормативно оформленной демаркации морских пространств [33]; • обоснованы принципы и методы государственного регулирования в сфере промышленного рыболовства, сформулированы цели и разработана модель согласования и координации экономической морской деятельности субъектов рыбного хозяйства в условиях развития государственного регулирования [34]; • разработаны концептуальные основы управления социальными трансформациями на региональном уровне в условиях глобализации, включающие обоснование новой парадигмы «регион как социум — участник глобализации», принципов, методов и инструментов ее реализации в практике регионального управления на Севере РФ [35]; • разработаны Концепция и Стратегия социально ориентированного инновационного развития Мурманской области до 2025 г.; • впервые для Севера России определено, что генеральной целью Стратегии является развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике [36, 37]. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz