Север и рынок. 2016, N 4.
THE IMPACT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES ON ECONOMIC PERFORMANCE OF THE RUSSIA’S NORTHERN REGIONS L. A. Kuratova , PhD (Economics), Senior Researcher Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North of the Komi Science Centre of the Ural Branch of the RAS, Syktyvkar, Russia Abstract. Currently, the functioning of the economy of any area cannot be imagined without information infrastructure, which affects all areas of human activities, smoothing differentiation of life quality in urban and rural areas. In this regard, it is important to analyze the impact of ICTs on economic performance. One of the best methods may be correlation and regression analysis. The analysis of efficiency of ICT has been carried out using the northern regions of Russia as a case study. The correlation analysis revealed key factors in their spatial differentiation, namely social welfare, innovation development, availability of IT-infrastructure, and geographical features of the region. The largest contribution to GDP growth the ICT contribute through human capital, improving life quality of the population, and satisfying the higher groups of needs. ICT development in the northern regions is complicated under the influence of road infrastructure and urbanization. The uneven spread of information and communication services on the territory, the high differentiation of access to them, both in the number of operators, and in the connection quality, small coverage of telemedicine services in the health facilities, especially in the remote villages of the northern regions, lead to such type of social inequalities of the population as «digital» inequality. Keywords: information and communication technologies, the northern regions, correlation analysis. В современном обществе полноценное функционирование экономики любой территории невозможно представить без информационной инфраструктуры. Особенно актуальными информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся при развитии экономики северных регионов, в которых имеются труднодоступные населенные пункты. Они могут использоваться в различных сферах жизнедеятельности человека, выделяясь зачастую в отдельные направления, например, в социальной сфере это может быть телемедицина, e-prescription (электронные рецепты), e-learning (электронное обучение), в финансовой сфере — интернет-банкинг. Благодаря чему возможно сглаживание дифференциации между качеством жизни в городе и на селе. На данный момент существует две точки зрения о влиянии ИКТ на эффективность экономики. Приверженцы первой точки зрения [1-4] считают, что от ИКТ не зависит эффективность экономики территории или предприятия, они не могут выступать фактором создания конкурентных преимуществ и являются лишь общественно необходимым инфраструктурным ресурсом. Нобелевский лауреат Роберт Солоу в 1987 г. на основании анализа зависимости производительности от научно-технического прогресса вывел парадокс: «Вы можете увидеть компьютерный век везде, но не в статистике производительности» [2]. Услуги ИКТ (бесплатные звонки по Skype, интернет-газеты/журналы, электронная почта) не отражаются в официальных статистических данных в полной мере, поэтому невозможно оценить их вклад в ВВП. Статистический анализ данных более шестисот компаний, проведенный Эриком Брайнджолфсоном, выявил, что в среднем требуется 5-7 лет, чтобы проявился эффект повышения производительности за счет инвестиций в ИКТ [3-4]. За каждый доллар, инвестированный на компьютерную технику, компаниям необходимо инвестировать еще девять долларов в программное обеспечение, обучение и бизнес-процессы. Влияние ИКТ (как именно и в какой степени) на экономический рост и производительность плохо поддается прогнозированию и его трудно выявить. В последние годы появляются исследования, опровергающие парадокс Солоу и показывающие, что ИКТ напрямую влияют на производительность и конкурентоспособность. Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что совокупную эффективность использования ИКТ можно рассматривать в двух аспектах и на трех уровнях: - экономический аспект — ИКТ влияют на рост экономики территории (страна, регион) или предприятия (ВВП/ВРП, производительность, конкурентоспособность); - социальный аспект — ИКТ, являясь важным элементом социальной инфраструктуры, влияют на повышение уровня жизни населения (коммуникации, телемедицина, e-learning, e-banking, др.; табл. 1). 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz