Север и рынок. 2016, N 4.

Многие научные работы, выполненные в этот период, были отмечены Президиумом РАН как важнейшие достижения. Перечислим некоторые из них. В рамках комплексной программы научных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)» впервые предложено использование метода имитационного моделирования для прогнозирования и регулирования развития региональных экономических систем с учетом необходимости согласования интересов различных субъектов управления и хозяйствования. Выполнена оценка состояния экономики горнопромышленного комплекса Севера и потенциала формирования национального резерва стратегических материалов в Мурманской области. Опубликован научно-аналитический доклад «Проблемы Севера», подготовленный под эгидой Научного совета РАН по вопросам регионального развития, совместно с Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, который обобщал результаты научно-исследовательских работ этого периода по вопросам северной социально-экономической политики. В нем обоснована необходимость новой парадигмы развития Севера — необходимость перехода «от освоения» к «обживанию» территории, от принципа использования природных и человеческих ресурсов к принципу их системного воспроизводства. Доклад, после его обсуждения на III Международной научно-практической конференции «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера (Лузинские чтения - 2005)», был направлен в федеральные и региональные органы власти для принятия мер по совершенствованию государственной экономической и социальной северной политики [28, 29]. Исследованы особенности социально-экономического развития регионов Севера и Арктической зоны России в условиях того периода. Разработаны методологические основы формирования стратегии развития территориальных хозяйственных систем, в том числе инвестиционной деятельности, применительно к северным регионам [30]. Разработана и апробирована методика количественной оценки межрегиональной дифференциации регионов Севера по уровню социально-экономического развития для целей осуществления региональной политики федеральными органами власти. Для оценки межрегиональной дифференциации впервые предложено использовать метод построения кумулятивных кривых и индексы региональной дифференциации по аналогии с кривой Лоренца и индексом Джини. Сущность методики и результаты ее апробации опубликованы в ведущих отечественных экономических журналах. Практическая значимость методики состоит в возможности ее использования для регулирования (снижения степени) межрегиональной дифференциации регионов РФ [31]. Выявлены основные проблемы целеполагания и выбора стратегий в современном процессе управления социальными трансформациями на федеральном и региональном уровнях в РФ. Обоснована необходимость перехода от экономоцентричного к социоцентричному типу управления развитием общества. Даны предложения по развитию координационных механизмов как основы совершенствования социального управления. Были определены основные проблемы современного социального управления — асоциальный характер трансформационного процесса, смешение целей и средств их достижения в стратегических документах, слабо развитые отношения координации, в том числе на региональном уровне управления на Севере РФ. По результатам исследования на конкретном примере Мурманской области было определено, что целеполагание характеризуется абсолютизацией экономических и нарушением закона приоритетности социальных целей на федеральном уровне и формальностью постановки социальных целей на региональном уровне. Обосновано, что формирование партнерских координационных структур в сфере социального развития, в том числе в регионах Севера, должно базироваться на использовании потенциала общества, в частности науки и неправительственных общественных организаций, финансируемых путем солидарного участия власти, бизнеса и общества. Помимо организационной деятельности В. В. Дидык вел большую исследовательскую работу, имел гранты зарубежных и российских фондов, много публикаций, в том числе зарубежных, несколько монографий (например «Тренды экономического и социального развития Мурманской области: результаты мониторинга за два десятилетия рыночных реформ» 2012 г., которая в рецензии одного из зарубежных журналов была оценена как единственное в своем роде долгосрочное мониторинговое исследование социально-экономических процессов в регионе российского Севера). Владимир Всеволодович способствовал интенсивному развитию международных связей Института, реализации международных междисциплинарных проектов, принимал участие в самых престижных международных форумах и конгрессах, выполняя большой объем работы по продвижению научных интересов Института и завоевывая ему признание и авторитет в зарубежном научном сообществе. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz