Север и рынок. 2016, N 4.
Д(mg ) = —m х (— ) = —m х — , '-fl'o -' 9 о ( 4 ) где в гравиметрических единицах нормальная «сила тяжести» (ускорение свободного падения) go = 980665 мГл, а отрицательный знак в правой части уравнения указывает на требуемую убыль массы при исходном положительном значении Ag или на необходимый привнос при отрицательной аномалии Ag. В частности, при положительной аномалии, равной 1 мГл в перерасчете на 1 млн т пород, оказывается допустимым изъятие лишь 1 тонны, а при аномалии в 10 мГл — 10 т «излишнего веса». В объемных единицах это означает, что при плотности для складчатых областей 2670 кг/ м3при аномалии в 10 мГл из куба со стороной в 72 м (объема в 374532 м3) допустимо изъятие не более (3-4) м3 нефелина или апатита соответственно. В целом же на 1 км3 оказывается допустимым изъятие от 2670 т «лишнего» вещества при аномалии Ag = 1 мГл и 26700 т при Ag = 1 0 мГл. В совокупности со знанием площадей аномалий это позволяет оценить и потенциал допустимого изъятия вещества, а стало быть, и вещественно-ресурсный потенциал территории, важный для задач пространственно-экономического планирования, поскольку выход за указанные пределы чреват ослаблением локальной устойчивости и активизацией небезопасных для хозяйственной инфраструктуры механизмов геоэкологического балансирования в соответствии с принципом Ле Шателье — Брауна. Ниже в таком контексте рассмотрена гравиогеография ключевых городских поселений Хибин (Апатитов и Кировска) с учетом хозяйственного и геоэкологического фактора. Эволюция развития Апатитов и Кировска и их перспективы в рамках гравиогеографического рассмотрения и геоэкологического анализа В первую очередь с таких позиций рассмотрим город Апатиты. Известно [2-5], что исходно на месте поселения при строительстве Мурманской железной дороги в 1916 г. возникла железнодорожная станция. В 1923 г. тут же была основана Полярная опытная станция Всероссийского института растениеводства, а в 1935 г. в связи с разработкой хибинских месторождений образован поселок. Собственно, закладка Апатитов как города началась в 1951 г., а как наукограда — с 1954 г. В 1961 г. здесь разместили Кольский филиал Академии наук СССР. Статус города областного подчинения Апатиты получили в 1966 г. В географическом аспекте город расположен на левом берегу р. Белая на Кольском п-ве в 12 км к юго-западу от Кировска и в 157 км по прямой к югу от Мурманска. С севера он окружен Хибинскими горами, а с юга ограничен оз. Имандра. Рельеф города холмистый с перепадами высот от 129 (правый берег р. Жемчужная) до 278 м (г. Воробьиная). Река Жемчужная в поселении отделяет Новый город от Молодежного района, а р. Белая протекает в северной части города, беря начало из оз. Большой Вудъявр в районе соседнего Кировска. В целом в бассейне р. Жемчужная расположены обширные болота. На территории городского округа расположено и оз. Имандра, а в Хибинах — г. Часначорр высотой 1191 м. В целом основные предприятия расположены на севере города и в районе Старые Апатиты. Среди них ключевое положение занимает Апатитонефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ-2), расположенная у подножья г. Вудъяврчорр и введенная в эксплуатацию в 1963 г. Фабрика эта является структурным подразделением ОАО «Апатит», расположенного в г. Кировск (рис. 1). Исходно в 1950 г. мощность АНОФ-2 по апатитовому концентрату планировалась на уровне 2.5 млн т в год, затем (в 1959 г.) до 5 млн т, а в 1968 г. — до 14 млн т в год. Реально же при пуске АНОФ-2 в 1963 г. мощность составила 1.2 млн т. Проектной мощности (14 млн т апатитового концентрата в год) фабрика достигла лишь в 1980 г., но с началом перестройки в 1990-е гг. она снизилась до 10 млн т. В начале 2000-х гг. на фабрике были реконструированы флотационное и измельчительное производства. В результате с 2010-х гг. мощность АНОФ-2 по переработке апатит-нефелиновой руды достигла 22 млн т, а по производству апатитового концентрата — 6 млн т в год. Находясь на пересечении основных транспортных потоков, способных обеспечить связь с любым регионом страны автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, Апатиты как транспортный узел удачно расположены и обладают высокой степенью транспортной доступности. В частности, железнодорожная дорога связывает город с Мурманском (185 км) и Санкт-Петербургом (1262 км), а разветвленная сеть автомобильных дорог — с основными городами региона, страны и зарубежья: Мурманском, Ловозером, Колой, Кандалакшей, Полярными Зорями, Мончегорском, Кировском, пос. Умба, Санкт-Петербургом, пограничными переходами Лотта (Норвегия) и Салла (Финляндия). В 28 км от города, как видно из рис. 1, проходит федеральная автомагистраль «Кола» (М18, Санкт-Петербург — Норвегия). В городе есть аэропорт «Хибины», а энергию обеспечивает Апатитская ТЭЦ. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz