Север и рынок. 2016, N 4.

муниципальном районе установлены два размера минимальной заработной платы: в целом по району и г. Норильску — 16130 руб., а по сельскому поселению Хатанга — 24026 руб., который почти в 1.5 раза выше, что обусловлено отдаленностью и плохой транспортной доступностью пос. Хатанга. В южных районах Красноярского края региональная минимальная заработная плата установлена в размере 9926 руб. при величине ПМ ТН в целом по краю в 4-м квартале 2015 г. 11227 руб. Несоответствие указанных размеров обусловлено большой долей населения, проживающего в северных районах края. При разработке региональных соглашений о минимальной заработной плате, например в Сахалинской области, из компенсационных выплат исключены выплаты по статьям 147, 151, 152, 153 и 154 Трудового кодекса РФ, т. е. оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата сверхурочной работы, оплата труда в ночное время и др. При изучении установления региональной заработной платы в субъектах РФ встречаются самые разнообразные подходы к определению её размера. Поскольку в современных условиях отсутствуют единые методы к установлению региональной минимальной заработной платы, в субъектах РФ сложились очень разные соотношения между средней и минимальной заработной платой в субъектах РФ [4-11]. Например, в субъектах РФ, где установлены единые размеры региональной минимальной заработной платы, средняя заработная плата работников организаций в 1-м полугодии 2016 г. превышает размер региональной минимальной заработной платы в Ямало-Ненецком автономном округе в 7.0 раз, в Ненецком — в 5.9 раза, а в Мурманской области — в 3.6 раза, в Еврейской автономной области — в 3.3 раза. Существенно различается и доля региональной минимальной заработной платы в средней заработной плате работников организаций в указанных субъектах РФ, которая составила соответственно — 14.4 и 16.9 %, 28.0 и 30.2 %. По сравнению с другими развитыми странами, прежде всего с европейскими, размер минимальной заработной платы в Российской Федерации остается крайне низким. Например, в значительном количестве стран Евросоюза минимальная заработная плата в 2015 г. (в пересчете на рубли) [12] превышала 30 тыс. руб. в месяц (например в Польше — 32638 руб., в Португалии — 46955 руб., в Греции — 54494 руб., в Испании — 60307 руб.), а в ряде стран 100 тыс. руб. (например в Германии — 114764 руб., во Франции — 116160 руб., в Нидерландах — 119689 руб., в Люксембурге — 153255 руб.). Лишь в небольшом количестве стран минимальная месячная заработная плата составляла менее 20 тыс. руб., например в Болгарии — 14670 руб., в Румынии — 17334 руб.). Во многих странах с рыночной экономикой на начальных этапах минимальная заработная плата определялась через стоимость потребительской корзины, в которой учитывались основные потребности работника и членов его семьи в продуктах питания, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, транспортных услугах и т. д. Этот метод учитывает затраты на воспроизводство рабочей силы, т. е. поддержание работоспособности работающего и содержание иждивенца при получении минимального размера оплаты труда [2, 5-8, 13-15]. В современных условиях в переговорных процессах наибольшее распространение в зарубежных странах получил метод установления минимальной заработной платы в процентах к средней по стране или в отдельных отраслях в размере 30-35 %, а в некоторых европейских странах она составляет не менее 50 % от средней заработной платы. Например, в 2015 г., по данным Евростата, доля минимальной заработной платы в средней заработной плате работников промышленности, строительства, услуг (за исключением деятельности домашних хозяйств в качестве работодателей) составила в Испании — 34.1 %, в Германии — 41.7 %, Португалии — 44.3 %, Словении — 51.2 % [13]. Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным. 1. Сохранить комбинированный порядок установления региональной минимальной заработной платы в субъектах РФ, т. е. сочетание государственного и коллективнодоговорного регулирования через заключение в каждом субъекте РФ регионального соглашения о минимальной заработной плате. В современных условиях гарантией по оплате труда для всех работников организаций служит установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, приближенный к величине ПМ ТН. Поскольку «минимальная заработная плата в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ ...», тем самым ей не предан статус гарантии. 2. При этом при заключении трехстороннего регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ необходимо стремиться, чтобы все работодатели, кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета, присоединились к данному соглашению, т. е. месячная 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz