Север и рынок. 2016, N 4.
• Обоснована роль государства и формы экономической поддержки развития северных регионов, рассмотрены направления социально-экономической политики и методические подходы к реформированию системы гарантий и компенсаций на Севере РФ в условиях рыночной экономики. В сфере микроэкономики раскрыты особенности управления трудом и производительностью на предприятии, роль различных субъектов, включая государство, в регулировании трудовых отношений. Исследованы современные тенденции в организации и оплате труда в развитых странах, в том числе с позиций корпоративных отношений [22, 23]. • Разработаны стратегические направления социально-экономической политики на Северо-Западе России и в Мурманской области, использованные при подготовке «Основных положений стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года». • Модифицирована методика районирования (зонирования) Севера России по комплексному критерию дискомфортности условий жизнедеятельности человека, включающего учет природно-климатических, экономико-географических, социально-экономических и медицинских факторов. Работа проводилась по заданию Министерства экономического развития и торговли РФ совместно с НИИ труда Министерства труда и социальной защиты и Института географии РАН. • Обоснована необходимость разработки стратегий формирования социального капитала на региональном и местном уровнях на Севере и в Арктике. Исследования выполнялись в сотрудничестве с исследовательскими организациями Дании, Канады, Норвегии, Исландии, Фарерских островов в рамках международной исследовательской программы «Управление социальными трансформациями — Проблемы приполярных регионов» (MOST), выполняемой под эгидой ЮНЕСКО. • Разработаны предложения в Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера и Арктики, основанные на результатах исследований по рациональному природопользованию и устойчивому развитию, предложены формы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, механизмы охраны окружающей природной среды, направления совершенствования бюджетного процесса и налогообложения. • Определены методические подходы к прогнозированию технологического развития экономики Севера и организационно-экономические основы создания национального резерва стратегических материалов в Мурманской области. • Исследованы динамика грузопотоков, состояние морского транспорта и инфраструктуры на трассе Северного морского пути (СМП) и вопросы транспортной достаточности в Арктической зоне России. Обоснованы организационно-экономические и нормативно-правовые мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование СМП [24]. • Определены региональные границы морской составляющей конверсии ВПК на Европейском Севере России — арктические районы Кольского полуострова и значение этих районов в системе обеспечения национальной безопасности России на арктическом и североатлантическом стратегических направлениях. Обоснованы стратегические перспективы развития ВМФ и сформулирована новая задача — обеспечение экономического присутствия России в акватории Мирового океана, особенно в районах соприкосновения экономических интересов России и третьих стран. Предложены основные показатели национальных интересов страны на море [25, 26]. В рамках совместных исследований с Научным советом РАН по вопросам регионального развития и Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН разработаны основные направления социально-экономического развития северных регионов РФ [27]. ______________________________________________________________________________________ Вставка 3 О диссертационном совете и аспирантуре с 2000 г. С 2000 г., после трагической гибели Г. П. Лузина, бессменным председателем диссертационного совета стал д. э. н., профессор В. С. Селин. Под его уверенным и выдержанным руководством диссовет преодолел неоднократные реорганизации и многочисленные препоны, порой искусственно создаваемые различными контролирующими структурами. За весь период существования диссертационных советов было защищено 126 диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика и экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)». Ни одна из защищенных диссертаций не была отклонена ВАКом РФ. Анализ представленных в течение указанного периода к защите диссертаций показал, что это высококвалифицированные, самостоятельные исследования, имеющие соответствующий уровень научной новизны и практической значимости. Тематика диссертационных исследований актуальна и касается тех экономических и социальных аспектов жизни общества, которые еще не получили должного освещения в научной литературе.____________ 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz