Север и рынок. 2016, N 4.

заработных плат. В ряде стран действуют единые размеры минимальных заработных плат, между тем как в других странах можно встретить наличие минимальных заработных плат, дифференцированных по различным факторам: отраслям, видам деятельности, профессиям, категориям работающих, возрастным группам и т. п. В мировой практике существует мнение, что в создании и эволюции процедур установления минимальной заработной платы важную роль играют два фактора: состояние процесса коллективных переговоров и применение минимальной оплаты труда государством в качестве инструмента экономической политики. Оба эти фактора могут при этом действовать в противоположных направлениях. Применение государством минимального размера оплаты труда для достижения различных экономических целей может приводить к снижению роли коллективных переговоров, и, наоборот, отработанный процесс коллективных переговоров может расширять масштаб применения минимальной заработной платы как для отраслей, так и для различных категорий работников, исключая вмешательство государства в процесс переговоров и сводя его роль к защите низкооплачиваемых работников. В России длительный период основой организации заработной платы была минимальная заработная плата, на базе которой устанавливалась минимальная тарифная ставка для рабочих и должностной оклад для руководителей, специалистов и других служащих. Особенно четко это прослеживалось в период действия Единой тарифной сетки (ЕТС), действующей с 1992 г., в которой с учетом различий в сложности труда работающих, а также требований к уровню образования, квалификации и стажу работы устанавливались тарифные коэффициенты ЕТС, которые путем умножения на минимальную тарифную ставку (тарифную ставку 1-го разряда ЕТС) формировали тарифные ставки по разрядам ЕТС. В статье 129 первой редакции Трудового кодекса РФ (от 30.12.2001 № 197-ФЗ) дано понятие минимальной заработной платы (минимальный размер оплаты труда) — «гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда». Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ данная статья была дополнена следующим понятием: «в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты». Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ внесены изменения в указанную статью Трудового кодекса РФ. В частности, понятия «заработная плата» и «оплата труда» признаны как тождественные. Одновременно даны расшифровки понятия «компенсационные выплаты» (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), а также понятия «стимулирующие выплаты» (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Понятие «минимальная заработная плата» было дополнено следующим содержанием — «в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты». С изданием федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ вторая часть статьи 129 ТК РФ, где было дано понятие «минимальная заработная плата», утратила силу. В то же время в Трудовом кодексе РФ, несмотря на множество дополнений и изменений, сохранена статья 130, где записано, что «в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включены в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации». В статье 133 «Установление минимального размера оплаты труда» предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН) [2]. Во втором квартале 2016 г. федеральный МРОТ в целом по России составил 70.0 % от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В субъектах РФ, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, его размер будет составлять более низкий процент. Например, федеральный МРОТ к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в Мурманской области составил 52.5 %, в Ненецком автономном округе — 37.0 % и т. д. Разный уровень величины ПМ ТН по субъектам РФ, т. е. неодинаковые затраты на воспроизводство рабочей силы в зависимости от суровости природно-климатических условий, транспортной доступности территорий, их отдаленности от центральных регионов России, 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz