Север и рынок. 2016, N 4.

for labor force reproduction. It has caused the supplement of the Labor Code of the RF with article 133.1, enabling regions of the Russian Federation to establish minimum wages by the regional agreements. The work considers the practice of establishing regional minimum wages for workers in the northern and eastern regions, deviation from the subsistence level of the working population, as well as the ratio of average and minimum wages in the regions of the the Russian Federation are noted. Proposals for improving the order of establishing regional minimum wages in the regions of the RF, are given. In particular, it has been proposed to make changes in the article 133.1 of the Labor Code of the RF to give regional minimum wages the status of a governmental guarantee as well as when developing regional minimumwages to envisage its faster growth compared to the subsistence minimumof the working age population. Keywords: reproduction of labor force, minimum wage, regional agreement, guarantees and compensations. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации предусмотрено статьей 7 Конституции Российской Федерации, статьями 130, 133 Трудового кодекса Российской Федерации [1]. Важную роль в регулировании минимальной заработной платы играет система отраслевых и региональных соглашений, а также коллективных договоров. Прежде чем перейти к исследованию механизмов регулирования минимальной заработной платы в России, рассмотрим, как решаются данные вопросы в зарубежных странах. В мировой практике минимальная заработная плата является инструментом регулирования трудовых отношений, тесно привязанным к национальным особенностям той или иной страны, к степени развития в ней равноправного переговорного процесса и к уровню её экономического развития и, соответственно, уровню жизни населения. Экономическое содержание минимальной заработной платы сводится к обеспечению на исторически сложившемся минимальном уровне условий воспроизводства рабочей силы, не снижающем требований со стороны общества к работодателям по повышению конкурентоспособности своего производства. Юридическое содержание минимальной заработной платы сводится к установлению со стороны государства норм права, обеспечивающих защиту прав работников на рынке труда по обеспечению справедливого ведения переговорного процесса об условиях оплаты труда работающих, адекватных достигнутому уровню экономики и его дальнейшему развитию. Установлению минимальной заработной платы посвящены Конвенция МОТ № 131 «Конвенция об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» и Рекомендация МОТ № 135 «Рекомендация об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», в которых указано, в частности, что «настало время принять... акт, ...предусматривающий защиту работающих по найму лиц от неоправданно низкой заработной платы» (Конвенция № 131) и «основной целью установления минимальной заработной платы должно быть установление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы» (Рекомендация № 135). При этом, как указано в Рекомендации МОТ № 135, критериями, которые необходимо принимать во внимание при определении уровня минимальной заработной платы, являются: потребности работников и их семей; общий уровень заработной платы в стране; стоимость жизни и изменения в ней; пособия по социальному обеспечению; сравнительный уровень жизни других социальных групп; экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желание достижения и поддержания высокого уровня занятости. Проведенное в рамках программы МОТ по условиям труда и занятости исследование практики установления минимальной заработной платы примерно в 100 странах, предоставивших в Международное бюро труда сведения об основных правовых и институциональных механизмах минимальной оплаты труда, свидетельствует о наличии самых разных оснований для возникновения в той или иной стране института минимальной заработной платы [2]. К причинам появления минимальной заработной платы относятся: необходимость предотвращения конфликтных ситуаций между работниками и работодателями в национальной экономике или в той или иной сфере занятости; необходимость развития переговорного процесса по вопросам ставок заработной платы, являющихся в рыночной экономике конкретной формой выражения цены рабочей силы; необходимость проведения активной экономической политики; защита интересов работников от чрезмерного давления работодателей или отдельных групп работодателей и т. д. Кроме того, следует иметь в виду, что создаваемый в разных странах институт минимальной заработной платы находится в постоянном развитии, испытывая на себе влияние всей совокупности экономических ситуаций, складывающихся в той или иной стране. Наличие многих причин для возникновения института минимальной заработной платы приводит к тому, что страны существенно различаются по механизмам установления минимальных 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz