Север и рынок. 2016, N 4.
на Крайнем Севере (на примере Мурманской области)» (А. В. Шпак) др. Вызовы того времени в сфере подготовки кадров высшей квалификации были очевидны: запросы со стороны региональных властей, касающиеся формирования и реализации экономической политики; со стороны субъектов хозяйствования — запросы на экономические обоснования и оценки целесообразности предпринимательской деятельности и др. Кроме того, регионализация высшего профессионального образования способствовала появлению в Мурманской области ряда филиалов крупных российских вузов, в каждом из которых присутствовали экономические специальности. Ныне это подвергается критике, а в ту пору интерес к экономике был столь велик, что сформировался масштабный запрос на эти специальности со стороны населения, и, по правилам рыночной экономики, этот спрос обусловил наличие предложения. Следует заметить, что занятость молодежи в учебном процессе благоприятствовала сокращению высокого уровня безработицы в регионе и в определенной степени сдерживала рост криминогенности, поскольку «неустроенная» молодежь — благодатная почва для распространения этого социального зла. Таким образом, решение вопроса подготовки преподавательских и научных кадров высшей квалификации по экономическим дисциплинам следует определить как еще один важный результат деятельности наших диссертационных советов. По приблизительным подсчетам, можно сказать, что 85-90 человек из общего количества защитившихся реализовали себя (кто по основному месту работы, кто по совместительству) в преподавательской деятельности. Хотелось бы отметить прочные творческие связи, установившиеся в процессе подготовки и защиты диссертаций как с соискателями, так и с их руководителями. В качестве примера — долголетнее научное сотрудничество с Вологодским институтом социально-экономического развития территорий (ИСЭРТ РАН), образованном, кстати, на базе филиала нашего Института по инициативе все того же неутомимого Г. П. Лузина. Отдельно следует сказать о такой стороне деятельности, имеющей непосредственное отношение к диссовету, как подготовка аспирантов и соискателей. Популярность и приоритетность послевузовского экономического образования проявилась в том, что в 1990-е гг. численность аспирантов и соискателей нашего Института была самой высокой среди институтов Кольского научного центра (рис.). 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. | = | аспиранты 1=1 соискатели защита диссертаций _____________Подготовка научных кадров в Институте экономических проблем в 1993-2000 гг.______ Общее резюме — первый директор Института Геннадий Павлович Лузин, оказывается, был «эффективным менеджером» (возможно, он об этом не знал и вряд ли задумывался) по всем современным параметрам, но, к нашему счастью, не таким образом, как это трактуется нынешними менеджерами от науки. Существенная разница между ним и теми, кто считает себя эффективными менеджерами сейчас, в том, что целью Г. П. Лузина являлось не достижение формальных наукометрических и других показателей, а развитие науки, ее востребованность на предприятиях, в регионе, в обществе и стране, обеспечение максимально возможных благоприятных условий 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz