Север и рынок. 2016, N 4.

энергосбережения, технического перевооружения, обеспечения экологической безопасности и энергетической эффективности нефтегазового сектора [10]. Очевидно, что задача сокращения объемов использования топливно-энергетических ресурсов и их непроизводительных потерь в нефтегазовом комплексе и других отраслях промышленности требует применения комплексного и системного подходов к научно обоснованному выбору стратегии, тактики и конкретных мероприятий в области энергосбережения. В этой связи возникает потребность в получении более полных и точных исходных данных по оценкам объемов энергопотребления и резервов энергосбережения в разрезе отраслей нефтегазового комплекса и отдельных предприятий. Основным источником информации о максимальных потерях топливно-энергетических ресурсов и соответствующем потенциале энергосбережения являются результаты энергетических обследований, или энергоаудита. Под энергоаудитом понимается взаимосвязанный комплекс технических, управленческих, организационных, экономических и других мероприятий, включающий сбор и обработку информации по предприятию об объемах потребления и потерь топливно-энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности производства; выявления потенциала энергосбережения и возможностей снижения энергоемкости производимой продукции с представлением полученных результатов в энергетическом паспорте. Однако, как показывает практика проведения энергетических обследований, предложения энергоаудиторов носят рекомендательный характер, а дальнейшая реализация мероприятий по энергосбережению зависит от решений руководства обследуемого предприятия. Поэтому часто рекомендации не выполняются или выполняются некомпетентными в данной области специалистами, что не позволяет повысить энергоэффективность предприятия и реализовать основную цель энергоаудита [11]. Препятствием для получения высокой результативности энергетических обследований и полной реализации их целей является отсутствие механизмов и инфраструктуры реализации, контроля и оценки эффективности рекомендуемых мероприятий по энергосбережению, чем и обусловлено отсутствие в ряде случаев экономии энергоресурсов и неэффективное вложение средств в энергосбережение [12]. В этой связи актуальной является задача разработки новых механизмов повышения энергетической эффективности предприятий нефтегазового комплекса на основе обеспечения интеграции интересов участников процесса энергосбережения, при котором используются модифицированные процедуры энергоаудита, направленные на обязательную реализацию энергосберегающих мероприятий. Предлагаемый механизм распространения рекомендаций в области энергосбережения представлен на рис. 1 [13]. Мероприятия государственной поддержки энергосбережения Т I © ' Предприятия- энергопотребитель (5 Фонд экономии энергоресурсов Производитель энергосберегающего Энергоремонт оборудования и материалов А а 4 Рис. 1. Механизм внедрения и распространения мероприятий в области энергосбережения: 1 — меры государственной поддержки проектов по энергосбережению; 2 — процедуры энергетического обследования, реализуемые энергоаудиторскими организациями и мобильными энергосервисными группами, в результате которых обследуемые предприятия получают энергетические паспорта; 3 — привлекаемые дополнительно организации и специалисты (НИИ, вузы, малые инновационные предприятия, энергоремонтные организации, производители энергосберегающего оборудования и технологий, энергоэффективных материалов); 4 — распределение денежных средств между участниками механизма; 5 — решение, выносимое комиссией по распределению фонда экономии топливно-энергетических ресурсов 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz