Север и рынок. 2016, N 3.
Экономическая целесообразность определения границ Севера заключалась в повышении эффективности размещения производств и потребности привлечения трудовых ресурсов на основе системы льгот, гарантий и компенсаций. В состав российского Севера до 2005 г. полностью или частично входили 27 субъектов РФ. В целях улучшения системы управления регионами с 2005 г. происходит процесс совершенствования территориально-административного устройства России. Другим аспектом структурной модификации зоны Севера стал ряд попыток законодательного выделения Арктической зоны Российской Федерации, обусловленный повышенным вниманием к этой территории со стороны государства. Арктическая зона России является частью давно законодательно определенной зоны Севера, тем не менее состав административно-территориальных образований, входящих в эту зону, на государственном уровне не установлен. Основной причиной является отсутствие четких критериев отнесения территорий к Арктической зоне. Несмотря на актуализацию вопросов законодательного утверждения перечня территорий Арктической зоны, нельзя забывать о необходимости особого регулирования развития всей зоны Севера. Необходимо отметить, что сейчас не существует нормативно-правового акта, комплексно регулирующего социально-экономическое развитие северных регионов России. Единственным законом такого рода был ФЗ от 19.06.96 № 78 «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который утратил силу в 2005 г. В данном законе декларировались принципы государственной политики на Севере, среди которых основными являлись государственный протекционизм и селективность. Единственным действующим комплексным документом, регулирующим развитие северных территорий России, на сегодняшний день является Концепция государственной поддержки экономического и социального развития регионов Севера, которая была разработана в соответствии с Постановлением РФ от 31 декабря 1997 № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера». В Постановлении была определена необходимость реформирования системы господдержки развития Севера, разработки нового районирования Севера; разработки механизма совместного финансирования приоритетных направлений господдержки; разработки механизма формирования трудовых ресурсов и оптимизации численности населения; разработки механизма поступления и использования рентных доходов от природных ресурсов в регионе их добычи. Приоритетными направлениями государственной политики в отношении северных регионов были сбалансированное развитие производства, социальной сферы, сохранение окружающей среды и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера; развитие инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь; оптимизация численности населения на Севере [4]. Для характеристики новой государственной политики развития Российской Арктики уместнее использовать понятие «переосвоение», поскольку речь идет не о пионерном освоении («с чистого листа») — ведь в значительной степени Арктика уже освоена, а о качественно новом его этапе. Особенности пионерного этапа освоения арктических территорий, история которого уходит в глубь столетий, определялись, с одной стороны, соединением государственных и предпринимательских интересов к ресурсам этих территорий, а с другой — формированием их очаговой заселенности коренными малочисленными народами Севера и (преимущественно в европейской части) немногочисленными русскими поселениями и монастырями. Практически все, что до сих пор определяет хозяйственный и расселенческий облик Российской Арктики, было создано в течение следующего, относительно непродолжительного по историческим меркам, советского (социалистического) этапа периода ее освоения. Именно тогда за полярным кругом начались поиски, а затем и промышленная добыча ценнейших полезных ископаемых, был освоен и оснащен всей необходимой инфраструктурой (от ледоколов до метеостанций) Северный морской путь, была создана сеть постоянных населенных пунктов, портов и аэродромов, начались систематические научные исследования Арктики (в том числе зоны Северного полюса). В это же время от Кольского полуострова до Чукотки протянулся пояс военно-морских и авиационных оборонных баз, была разработана специальная система гарантированного жизнеобеспечения арктических территорий и стимулирования работников («северный завоз», «северные коэффициенты и надбавки» и т. п.) Интерес к арктической проблематике со стороны государства наметился еще в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 18 сентября 2008 г. Положения этого документа были переосмыслены и значительно расширены в 2013-2014 гг. В это время были опубликованы «Стратегия развития Арктической зоны Российской 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz