Север и рынок. 2016, N 3.

Особенности и перспективы интернет-торговли в России. На современном этапе развития российской экономики происходит активное проникновение интеренет-технологий в торговлю [18, 19]. Тенденции роста российского рынка онлайн-ритейла показаны на рис.3. ооо 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Рис. 3. Объем рынка интеренет-торговли в России и прогноз на 2016 г., млрд руб. (по материалам электронного журнала «Секрет Фирмы» [20]) Рассмотрев гистограмму на рис.3, мы можем убедиться, что рынок онлайн-ритейла набирает обороты из года в год, несмотря на волну экономического кризиса. Также стоит отметить, что онлайн-ритейл в России имеет свои территориальные особенности. Например, уровень проникновения в Москве - - 75 %, а среднее значение по России в целом — 53.8, что почти на 20 % ниже [21]. Для оценки региональной структуры рынка российского онлайн-ритейла обратимся к табл.1. Таблица 1 Региональная структура российского онлайн-ритейла (по материалам Независимой исследовательской компании цифрового маркетинга [17]) Город Доля покупок, % Москва 40.1 Санкт-Петербург 11.5 Екатеринбург 4.6 Новосибирск 3.1 Краснодар 2.3 Остальные 38.4 Можно проследить определенную гегемонию Москвы и Санкт-Петербурга (табл.1), на два этих крупных города приходится существенная доля продаж — более половины (51.6 %). Данное положение открывает огромные перспективы для региональных, особенно северных, предпринимателей. В таблице 2 перечислены перспективные направления интеренет-торговли. Из таблицы 2 видно, что наибольший объем продаж в категории «Электроника и бытовая техника», этот факт подтверждается тем, что в топ-10 самых крупных онлайн-ритейлеров в 2015 г. вошли пять представителей этого направления. Также интересным показателем является годовой рост категории товаров. Набольший прирост показывает категория «Товары для дома», также высокий показатель имеют категории: «Автозапчасти», «Стройматериалы», «Подарки», «Аксессуары». Исторически сложилось, что эти категории наиболее ярко представлены в офлайн-ритейле, таким образом, мы можем сделать вывод, что намечается определенное видоизменение традиционного ритейла. Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе происходит не только обособленный рост интернет-торговли, но и определенная синергия офлайн- и онлайн-ритейла. Это открывает новые возможности не только для начинающих предпринимателей в области ритейла, но и для представителей традиционной торговли [21, 22]. Для оценки перспективности совмещения онлайн- и офлайн-ритейла обратимся к иностранному опыту (рис. 4). Топ-10 самых крупных ритейлеров России за 2015 г. представлены в табл.3. r-v 0 00 6 r-v r-v 5 I 0 5 1 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz