Север и рынок. 2016, N 3.
DYNAMICS OF INTERNET TRADE DEVELOPMENT IN RUSSIA A. A. Nadaenko , Post-graduate student A. A. Ugarov Stary Oskol Technological Institute, Branch of the National Research Technological University «MISiS», Stary Oskol, Russia V. P. Samarina, Dr. Sc. (Economics), Professor, A. A. Ugarov Stary Oskol Technological Institute, Branch of the National Research Technological University «MISiS», Stary Oskol, Russia Abstract. Business electronification moves actively ahead in our country and opens the wide possibilities both for operating businessmen, and for potential ones. The article deals with development and Internet trade tendencies in Russia, foreign experience in this sphere has been considered as well. It has been shown that at up-to-date stage of development of Russian economy there is an active penetration of Internet technologies in trade. Some advantages of Internet trade have been defined and key indicators of this sphere have been considered as well. The basic prospects and features of Internet trade in Russia have been considered. The analysis of Internet sales statistics has showed that they make a very small share of retail trade volume. At the same time runaway growth of turnover turn and activities of the buyers using Internet channels, open huge prospects for domestic businessmen who promote innovative approaches to doing business. Prospects of Internet trade for the Russian Northern regions have been revealed. It has been shown that, despite the features of social and economic development caused by northern specificity, northern regions are in a trend of development of Russian and world trade technologies. Inhabitants of many northern regions have high consumer ability. As a result trade in the Russian North develops actively. Features of population settlement cause requirement for remote access to goods and services. We concluded that the active use of remote regions, including northern, by businessmen will promote the social and economic development of the whole country. Keywords: Internet trade, online retail, оffline retail, trade development, tendency, dynamics. Введение. Торговля является очень важным сектором российской экономики. В отраслевой структуре ВВП России торговля составляет 18.4 % [1]. Этот вид предпринимательской деятельности имеет особенно высокие перспективы в районах Севера, так как удаленность центральной части России часто не позволяет продавцам продукции оперативно и в полном объеме представить товар. Кроме того, в центральной части России, в отличие от северных территорий, рынок имеет довольно высокую плотность. Нововведения и развитие технологий не смогли не затронуть такую крупную составляющую экономики, как розничная торговля (ритейл). При рассмотрении развития ритейла отчетливо прослеживается его разделение на электронный (онлайн) ритейл и реальный сектор торговли (офлайн-ритейл). Рассмотрим понятия онлайн- и офлайн-ритейла. Онлайн-ритейл - - это вид розничной торговли, операции в котором осуществляются по средствам интернет-технологий в большей степени удаленно и с минимальным личным контактом между продавцом и покупателем. Офлайн-ритейл - - это классический вид розничной торговли, операции в котором осуществляются при прямом контакте между продавцом и покупателем. Электронизация бизнеса является одним из самых популярных и массовых новшеств, внедренных в сферу торговли [2-5]. Онлайн- и офлайн-ритейл в России. Оборот розничной торговли в России на конец 2014 г. составлял 26 трлн 118.9 млрд руб. [1, 6]. Оборот онлайн-торговли в России в 2014 г. составил 612 млрд руб. - - это около 2 % от общего объема розничных продаж. Оборот интернет-магазинов в России к концу 2014 г. вырос на 31 %. [7] Среднегодовой чек для покупателя, использующего интернет-канал продаж, вырос до 20 тыс. руб. [8]. Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-покупки составляют очень небольшую долю объема розничной торговли. В то же время стремительный рост оборота и активности покупателей, использующих интернет-канал, открывает огромные перспективы для отечественных предпринимателей, пропагандирующих инновационные подходы к ведению бизнеса [9]. Дополнительную мотивацию государственным органам в области поддержки предпринимателей, стремящимся к инновационным моделям бизнеса, создает тот факт, что почти три четверти покупок, совершаемых россиянами в интернет-магазинах, совершаются у отечественных компаний. Особенно стоит обратить внимание на северные регионы, такие как Мурманская область. Они, несмотря на особенности социально-экономического развития, вызванные северной 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz