Север и рынок. 2016, N 3.
привлечения значительных финансовых затрат (привлечение экспертов, разработка инвестиционной стратегии, обучение персонала) и кадровых ресурсов. Все это оказывает дополнительную нагрузку на бюджеты, а высокая степень формализации процедур по внедрению Стандарта 1.0 приводит к дополнительной нагрузке на специалистов администраций. Еще в большей степени данные проблемы актуальны для местных органов власти, что обусловлено наличием множества факторов, препятствующих привлечению инвестиций в муниципалитеты. К ним можно отнести недостаточность доходных источников местных бюджетов, дефицит профессиональных кадров, неразвитость транспортной инфраструктуры и др. [9, с. 15-34]. В целях создания условий для улучшения инвестиционного и делового климата в муниципальных образованиях АСИ совместно с «Опорой России» разработана программа «Территория бизнеса — территория жизни для поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях». Программа также основывается на необходимости внедрения «Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании» (Стандарт 2.0). С учетом предложений муниципалитетов и деловых сообществ АСИ был разработан проект муниципального инвестиционного Стандарта, при этом в нем учтена специфика процессов, реализуемых на муниципальном уровне. Например, предполагается, что для монопрофильных муниципальных образований (моногородов) отдельные Планы создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании могут не утверждаться при условии актуализации Комплексных инвестиционных планов развития указанных муниципальных образований в части создания и развития инвестиционных объектов, объектов инфраструктуры. Стандарт 2.0, разработанный на основе инвестиционных стратегий, по мнению специалистов, позволит более полно учесть региональную специфику и требования конкретных инвесторов, что приведет к ускорению положительной динамики в регионах [10, c. 232-234]. Основными требованиями для формирования благоприятной инвестиционной среды, так же как и для региональных органов власти, называются следующие: - наличие утвержденной инвестиционной стратегии муниципального образования; - формирование плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в муниципальном образовании; - создание административно-управленческой базы— Советов по инвестиционной деятельности; - подготовка качественной инфраструктуры для размещения производственных и инвестиционных объектов; - учреждение специальных структурных подразделений; - формирование системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников органов власти и др. Таким образом, местным органам власти для реализации требований Стандарта необходимо привлечение значительного количества финансовых и кадровых ресурсов, что будет весьма затруднительным даже для городских округов, имеющих наибольшее количество полномочий и более развитую экономическую базу, не говоря уже о поселениях и муниципальных районах. Первоначально повсеместное внедрение данного Стандарта 2.0 на муниципальном уровне власти планировалось в 2014 г. Однако в дальнейшем принципы его внедрения были изменены. Внедрение указанного Стандарта стало носить добровольный характер и применяться в регионах, успешно внедривших Стандарт 1.0, а также по индивидуальному графику внедрения, разработанному самим муниципалитетом. В ходе обсуждения Стандарта 2.0 на различных форумах многие муниципалитеты заявили о готовности апробировать его. В 2014 г. было отобрано около 80 муниципалитетов по всей стране для апробации проекта. Стоит отметить, что в ряде регионов (Республика Татарстан, Астраханская, Ленинградская, Мурманская, Ульяновская области и др.) в инициативном порядке муниципальный Стандарт уже разработан и / или принят [10, с. 232-234]. Например, в Мурманской области, в которой на сегодняшний день полностью внедрены элементы Стандарта 1.0, все муниципальные образования участвуют во внедрении Стандарта 2.0 на своих территориях. Четыре из них являются пилотными (Печенгский и Кольский районы, Мончегорск и Мурманск), остальные муниципалитеты (Полярные Зори, Апатиты, Кировск, Оленегорск, а также Ковдорский, Ловозерский, Терский и Кандалакшский районы) также в той или иной степени внедряют данный Стандарт (табл.). 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz