Север и рынок. 2016, N 3.
Основу оценки инвестиционной активности составляет оценка участия в инвестиционной деятельности инвесторов и муниципальных органов власти, при этом оценка деятельности органов власти ведется по двум аспектам управленческой деятельности: созданию благоприятных условий и прямому участию в инвестиционном процессе. Инвестиционная активность инвесторов оценивается по четырем основным показателям: объем и динамика инвестиций организаций, расположенных на территории городских округов, а также по количеству вводимых в действие жилых помещений и объему выполненных работ «Строительство», рассчитанных на одного жителя. Если для оценки активности инвесторов были выбраны показатели, характеризующие их прямое участие в инвестиционной деятельности, то для оценки деятельности органов местного самоуправления помимо этого введены показатели, отражающие реально созданные органами власти условия для ведения хозяйственно-экономической деятельности. К ним относятся нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, наличие и работа специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципального образования, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, создание льготных условий для предпринимательства и т. д. Для оценки непосредственного участия органов власти в инвестиционных процессах предлагается использовать показатели объема и динамики инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета и за счет средств организаций муниципальной формы собственности в % к расходам бюджета. На наш взгляд, данная модель и методика позволют более точно оценить инвестиционную привлекательность муниципальных образований и учесть такие необходимые составляющие, как инвестиционный потенциал территории и активность, которая, в свою очередь, отражает активность инвесторов и органов власти по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности и непосредственному участию в инвестиционных процессах. Кроме применения различных методик оценки инвестиционной привлекательности для повышения эффективности экономической политики, в настоящее время на государственном уровне ведутся работы по стандартизации деятельности органов власти в вопросах формирования благоприятного инвестиционного климата. На уровне регионов внедрение стандарта деятельности органов власти по повышению инвестиционной привлекательности (Стандарт 1.0) началось в 2012 г. в 11 пилотных регионах. Начиная с 2013 г. Стандарт 1.0 является обязательным элементом оценки для всех субъектов РФ. Повсеместное внедрение регионального стандарта было призвано решить ряд проблем, характерных для развития предпринимательства: недостаток информации о приоритетных планах развития региона, существующие административные барьеры и нестабильные условия ведения предпринимательской деятельности, неразвитость инвестиционной инфраструктуры, а также острая нехватка кадровых ресурсов в управленческом аппарате региональных властей. Ключевыми требованиями регионального Стандарта 1.0 являются наличие разработанной инвестиционной стратегии региона и плана развития инфраструктуры для размещения производственных объектов, создание индустриальных парков (технопарков, бизнес-инкубаторов), действующие программы подготовки и переподготовки кадров, наличие принятых нормативно-правовых документов, регламентирующих инвестиционную деятельность и защищающих права инвесторов, создание различного рода Советов по сопровождению инвестиционных проектов, корпораций развития, а также применение практики «одного окна». В пилотных регионах, завершивших внедрение Стандарта 1.0 в 2012 г., данные инвестиционной активности показывают положительную динамику роста по всем основным показателям. Это рост общего объема инвестиций по фактически реализуемым инвестиционным проектам, рост количества проектов, реализуемых на территории субъектов РФ, и вновь созданных рабочих мест по инвестиционным проектам. Также отмечается увеличение количества предпринимателей, вовлеченных в формирование инвестиционной политики. По предварительным совместным оценкам субъектов РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ), в пилотных регионах прирост инвестиций составил от 5 от 17 % к объему предыдущего года в зависимости от первоначальной базы, также наблюдается и прирост количества инвестиционных проектов не менее чем на 10 % [7]. Результаты внедрения регионального инвестиционного стандарта в субъектах РФ предпринимательские структуры в основном оценили положительно — около 80 % опрошенных, по данным АСИ [8], наибольшую положительную оценку получила практика «одного окна». Однако активность субъектов РФ по внедрению Стандарта 1.0 является разной, что обуславливается различными факторами. Реализация требований Стандарта 1.0 требует 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz