Север и рынок. 2016, N 3.

- соотношение среднемесячной заработной платы в секторе малого предпринимательства с величиной прожиточного минимума. Целью исследования является разработка и обоснование научно-методических положений и инструментария, позволяющего дать оценку социально-экономической эффективности малого предпринимательства и определить основные направления ее повышения. Автор понимает социально-экономическую эффективность предпринимательства как критерий, степень влияния которого на социально-экономическую устойчивость региона предполагает наличие таких ресурсных, квалификационных, производственных, инфраструктурных, научно-технических возможностей, внешнеэкономического потенциала, оптимального по масштабам деятельности субъектов предпринимательства, которые позволяют добиться устойчивой динамики экономического роста и повышения уровня благосостояния населения [8]. Положительными сторонами данного подхода является доступность исходной информации, простота расчета, составление рейтингов регионов округа и их сравнение между собой, а так же возможность проведения глубокого анализа посредством рассчитанной динамики изменения показателей в ретроспективе. При этом за рамками исследования остаются вопросы эффективности мер государственной поддержки и условий функционирования малого бизнеса. Д. В. Филипповым [9] разработана методика комплексной оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства, включающая двухуровневую рейтинговую оценку, позволяющую определить современное состояние, а также вектор развития малого и среднего бизнеса как на муниципальном, так и региональном уровнях. Целью работы является разработка системы показателей и методических рекомендаций по оценке уровня развития МСП в разрезе муниципалитетов и района в целом. Конечным результатом является повышение научной обоснованности государственных управленческих решений и эффективности региональной и муниципальной политики в области малого и среднего предпринимательства. Для муниципальных образований предлагается 11 показателей, а для регионов — 5, они в целом освещают масштабы развития и степень участия субъектов малого предпринимательства в социально-экономических процессах. Их используют для расчета сводного индекса при предварительном установлении удельного веса локального критерия. По результатам расчета сводных индексов определяется рейтинговая оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства. Методика характеризуется информационной доступностью, комплексным характером полученного результата, гибкостью и доступностью исходных данных. Д. В. Филиппов учел в своем труде чрезвычайно важную деталь — дифференциацию территорий по отраслевому признаку. Данный подход позволяет выявить особенности функционирования предпринимательского сектора, их масштабы, что позволяет использовать полученные результаты для принятия управленческих решений по созданию благоприятных условий развития данного сектора экономики на региональном и муниципальном уровнях, но при этом не дает информации о причинах сложившейся ситуации. С 1999 г. в Саратовской области используется методика определения рейтинга муниципальных образований в сфере развития субъектов малого предпринимательства [10]. Здесь имеются две группы показателей. Первая группа, в которой оцениваются показатели, свидетельствующие о состоянии, уровне развития субъектов малого предпринимательства. Вторая группа показателей демонстрирует достижение результатов администрации органов местного самоуправления, т. е. выполняется оценка работы администраций. При этом если в первой группе задействованы данные органов статистики, то во второй группе информация формируется ежеквартально и в разрезе отраслей Управлением развития и поддержки малого предпринимательства Министерства экономики, инвестиционной политики и межрегиональных связей области по обозначенным направления деятельности местных органов власти, к числу которых относят, например, принятие нормативно-правовых актов по субъектам малого предпринимательства в отчетном периоде; направление предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов в вышестоящие органы и другие организации; проведение мероприятий по совершенствованию налоговой системы и др. Заявленные в методике направления не всегда могут быть исполнены органами власти, кроме того, существуют сложности в описании их в виде количественных показателей. По результатам оценок данных устанавливается рейтинг муниципальных образований в сфере развития малого предпринимательства по каждой группе показателей и общий рейтинг по двум группам показателей. Целью данной работы является не только анализ развития малого предпринимательства (прогноз его дальнейшего развития) на территории области, но также выявление и определение полного круга малых предприятий на территории муниципального образования. В ходе исследования рассматривалась также методика Н. А. Соловьевой и О. В. Коневой [11], целью которой являлась оценка рациональности и эффективности направлений государственной 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz