Север и рынок. 2016, N 3.
Для создания и успешного развития монолитного, сбалансированного в отраслевом плане и отвечающего рыночным потребностям предпринимательства требуется не одно десятилетие, о чем свидетельствует история становления малого бизнеса в зарубежных странах. На сегодняшний день в наиболее развитых странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70-90 % от общего числа предприятий, например в США, в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) работает около 53 % всего работоспособного населения, в Японии — 71.7 %, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того, в странах — членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1 % от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20 % от общего оборота предприятий и 17 % от общей занятости населения [1]. Высокой активности сектора малого бизнеса в зарубежных странах способствует целенаправленная и последовательная политика поддержки предпринимательства [2], которая учитывает важность и необходимость развития этого сектора экономики и исходит из понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупным бизнесом, что связано с самим характером их функционирования. Этим обусловлено стремление государств повышать уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, улучшать условия для предпринимательской деятельности и всячески поддерживать их развитие [3]. В сравнении с зарубежными странами сфера малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации находится на начальной стадии формирования, а его развитие идет более низкими темпами. Доля сектора МСП составляет 20-21 % в ВВП. На 1 января 2014 г. в РФ зарегистрировано 5.6 млн субъектов МСП, на которых занято 25 % от общей численности занятых в экономике [4]. Другой отличительной чертой российского малого и среднего бизнеса является неравномерность его развития в территориальном разрезе. По данным Росстата, на десять субъектов РФ с наибольшим количеством малых и средних предприятий - - юридических лиц приходится около 46 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства [4]. В северных условиях неоднородность в размещении представителей малого и среднего бизнеса также присутствует и имеет определенные особенности (табл.1). Наибольший уровень развития субъектов малого предпринимательского сектора отмечается в экономически развитых северных регионах, а наименьший - - в экономически слаборазвитых. Моноотраслевая структура экономики, которая характерна для территорий с повышенной долей в ВРП нефтегазовой промышленности, отнюдь не стимулирует рост деловой активности сектора малого предпринимательства. Так, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком АО, а также в Республике Коми, Тюменской, Томской и Сахалинской областях отмечается более низкий уровень развития малых и средних предприятий (рассматривается средний показатель числа МСП по группе), чем в регионах с диверсифицированной экономикой (Пермский край и Иркутская область). Данные регионы также уступают Красноярскому краю и Мурманской области, отличающимся повышенной долей черной металлургии в структуре ВРП. Средний уровень развития субъектов малого предпринимательства наблюдается в регионах со средним уровнем экономического развития, в которых преобладают предприятия машиностроения и обрабатывающих производств (Архангельская область, Республика Карелия, Хабаровский и Приморский края). Низкие показатели развития малого и среднего бизнеса отмечаются в слабо освоенных регионах Сибири и Дальнего Востока, а самые худшие — в экономически слаборазвитых регионах (Республики Алтай и Тыва). Таким образом, состояние и динамика развития сектора малого предпринимательства зависят не только от рыночной конъюнктуры и институциональных факторов, но и от отраслевой специализации региона, уровня социально-экономического развития территорий и доходов населения. Кроме того, определяющую роль играют потребности местного рынка, объемы и структура локального спроса. Управляющие органы, безусловно, осознают, что важнейшим условием созревания экономики регионов является повышение устойчивости деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. К настоящему времени поддержка малого и среднего бизнеса в России осуществляется в разных направлениях: финансовая, имущественная, консультационная и др. Целями государственной политики поддержки малого предпринимательства на настоящем этапе являются [5]: - создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого предпринимательства своей деятельности; - обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства; - увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства; - развитие самозанятости населения; - увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz