Север и рынок. 2016, N 3.

в конкретных отраслях промышленности, конкурирующих, но также сотрудничающих между собой. При этом определения кластеров, как правило, подчеркивают два аспекта: территориальную локализацию взаимосвязанных компаний и обладание ими конкурентными преимуществами, реализуемыми в рамках кластерной модели территориальной организации экономики [9, с. 24-25; 11, с. 425-437; 12, с. 9]. В мировой практике известны три модели территориальных кластеров: промышленные округа или протокластеры (Италия), индустриальные кластеры, сформированные в виде сетевой периферии компаний, сгруппировавшихся вокруг одного центра (большинство кластеров Южной Кореи, ряд кластеров Германии и Франции, долина Саппоро в Японии), и инновационные кластеры (кластеры США, в том числе Кремниевая долина, Швейцарии), представляющие собой систему взаимосвязей территориально близко расположенных фирм, их поставщиков и потребителей с крупными исследовательскими центрами и университетами. В России утвержден перечень 25 территориальных инновационных кластеров. Исходя из сложившейся системы коммуникаций, ресурсной базы и параметров развития территорий Арктической зоны России, в Арктике выделяются 8 «опорных точек» («опорных зон»): Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская (или Норильская), Северо-Якутская и Чукотская (рис.). «Опорные зоны» локализованы соответственно по одной в каждом арктическом субъекте РФ. Такая конфигурация позволит обеспечить экономическое присутствие России в Арктике [6, С. 205-209; 13, с. 412-460]. I I границысубъектовРФ,территории, которыхполностьюиличастичновошливАрктическуюЗонуРФ границырайонов(улусов)субъектов, которыеполностьювошливАрктическуюЗонуРФ арктическаязонаРФ границыприарктическихсубъектовРФ границырайонов(улусов)субъектов, предлагаемыедлявключениявАрктическуюЗонуРФ Расположение «опорных точек» в границах Арктической зоны РФ При обосновании параметров пространственной организации регионального хозяйства учитываются (по А. Лешу [14]) два фактора — агломерационный эффект и транспортные издержки. Благодаря агломерационному эффекту или концентрации производства (падение предельных издержек с увеличением выпуска продукции и/или услуг) производства имеют склонность к географической концентрации. Превышать заданный оптимальный уровень концентрации нецелесообразно в связи с постепенным угасанием и прекращением действия эффекта экономии от масштаба. С другой стороны, с увеличением расстояния растущие транспортные издержки будут поглощать выгоды от агломерационного эффекта и в определенной точке полностью их нейтрализуют. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz