Север и рынок. 2016, N 3.
А здесь пока ситуация не такая оптимистичная, как хотелось бы. Первые поставки газа в Китай (38-40 млрд м3в год) с Чаядинского и Ковыктинского месторождений возможны только с 2019 и 2021 гг. соответственно. Цена освоения этих двух месторождений за последние полтора (с октября 2014 г. по май 2016 г.) года выросла с 60 до 100 млрд долл. США [3]. Это связано с отказом Китая инвестировать в строительство газопровода «Сила Сибири» (предполагались китайские инвестиции в объеме 25 млрд долл. США). В целом на долю российской экономики в 2015 г. приходилось всего 0.7 % (794 млн долл. США) зарубежных инвестиций Китая. В 2015 г. торговый оборот между Россией и Китаем сократился вопреки российским прогнозам примерно на 30 %, это следствие снижения цен на энергетические ресурсы. Однако поставки российского СПГ в Китай снизились как в стоимостном (порядка 70 %), так и в натуральном (чуть более 50 %) выражении. В целом Китай является одним из крупнейших в мире инвесторов, эти инвестиции направляются главным образом в добычу полезных ископаемых. Китайские компании уже вложили (на конец 2015 г.) в Африку 11, а в Латинскую Америку — в 24-25 млрд долл. США; общие китайские инвестиции в Казахстан, Узбекистан и Туркмению превысили российские в 11 раз. При этом, видя готовность России поставлять в КНР все больше сырья, Китай не находит причин вкладываться в добычу поставляемых углеводородов. Сибирские месторождения тяжело осваивать, поэтому инвестиции в российскую добывающую промышленность только создают конкурента для китайской экономики [4, с. 99]. «Сила Сибири» — очень затратный проект: только освоение Чаядинского ГКМ и строительство газопровода «Сила Сибири» потребует инвестиций в объеме около 2.5 трлн руб. Из-за дороговизны проекта добыча природного газа двух месторождений Иркутского (Ковыктинское ГКМ) и Якутского (Чаядинское ГКМ) центров газодобычи освобождена от уплаты НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Следовательно, от реализации «Силы Сибири» Россия не получит реальной экономической выгоды. Кроме того, цены за газ в этом проекте рассчитаны исходя из цен на нефть. На момент заключения контракта цена барреля нефти была на уровне 110 долл. США, а сегодня — порядка 40. О какой рентабельности может идти речь? К тому же цена 1 км только 822-километровой линейной части газопровода (между Ковыктинским и Чаядинским ГКМ) составляет 256 млн руб. [3], а цена всего участка — 156 млрд руб. (столько же уйдет на создание компрессорных станций). При этом цена 1 км всего 4000-километрового трубопровода «Сила Сибири» по маршруту «Ковыктинское ГКМ — Чаядинское ГКМ — Благовещенск — Хабаровск — Дальнереченск — Владивосток» окажется значительно выше, чем для китайского 6400-километрового трубопровода из Туркмении через Узбекистан, цена 1 км которого в пересчете на рубли сложилась на уровне 75-80 млн руб. [3]. Таким образом, весь проект пока носит чисто геополитический характер. Литература 1. Савельев А. Н., Селин В. С., Щеголькова А. А. Геоэкономические обстоятельства и политические тенденции регионального присутствия России в Арктике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2(41-2). С. 205-209. 2. Козьменко С. Ю., Гайнутдинова Л. И. Новая экономическая география и обоснование рациональной газотранспортной инфраструктуры региона // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15, № 1. С.190-194. 3. Дао нелюбви // Аргументы недели. 2016. 28 апр. 4. Щеголькова А. А. Пространственная организация транспортировки энергетических ресурсов: экономика и геополитика // Геополитика и безопасность. 2015. № 2. С. 95-99. References 1. Saveliev A. N., Selin V. S., Schegolkova A. A. Geoekonomicheskie obstoiatelstva i politicheskie tendentsii regionalnogo prisutstvia Rossii v Arktike [Geo-economic circumstances and political tendencies of Russian regional presence in the Arctic]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and Entrepreneurship], 2013, No. 12-2 (41-2), pp. 205-209. (In Russ.). 2. Kozmenko S. Y., Gainutdinova L. I. Novaya ekonomicheskaya geografia i obosnovanie ratsionalnoi gazotransportnoi infrastrukturi regiona [ New economic geography and rational justification for gas transportation infrastructure in the region]. Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo technicheskogo universiteta [Vestnik of Murmansk State Technical University], 2012, vol. 15, No. 1, pp. 190-194. (In Russ.). 3. Dao neljubovi [Tao dislike], ArgumentyNedeli [Arguments of the week], 2016, April 28. (In Russ.). 4. Schegolkova A. A. Prostranstvennaya organizatsia transportirovki energeticheskih resursov: ekonomika i geopolitika [Spatial organization of energetic resources transport: economy and geopolitics] // Geopolitika i bezopasnost [Geopolitics and Security], 2015, No. 2. pp. 95-99. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz