Север и рынок. 2016, N 3.

В настоящее время муниципальные образования вынуждены функционировать в условиях ограничений как финансового и имущественного, так и законодательного характера. Поэтому основными факторами социально-экономического развития муниципальных образований Севера должны стать политика привлечения частных инвестиций на подведомственную территорию и создание благоприятной инвестиционной среды. Для решения данных задач важным этапом для местных органов власти является оценка инвестиционной привлекательности территории. В настоящее время разработано и используется значительное количество методик определения инвестиционной привлекательности в основном на уровне страны и региона, включающих большое количество параметров для оценки ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, инновационного, трудового, институционального, финансового и туристического потенциала. Оценка данных факторов требует привлечения большого количества информационных и статистических данных, а также экспертов. Ввиду этого на местном уровне учет такого количества показателей представляется весьма проблематичным из-за слабой бюджетной и кадровой обеспеченности муниципальных образований. К тому же ряд факторов на муниципальном уровне может быть объединен или исключен из-за их слабого влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований. Методики оценки инвестиционной привлекательности применительно к муниципальному уровню появились сравнительно недавно и не имеют широкого применения на данный момент, а также не существует общепризнанных методик оценки. Однако по аналогии с федеральным и региональным уровнями существуют основные критерии и способы оценки привлекательности муниципалитетов для инвестирования. Например, А. В. Пикулькин [1] предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципалитетов на основе системы статистических показателей социально-экономического развития муниципального образования: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; структурное разнообразие экономики; развитие культуры и образования населения и др. При этом он отмечает, что инвестиционная привлекательность в муниципальном секторе складывается под влиянием следующих факторов: экономического потенциала, развития рыночной среды, политических, социальных и социально-культурных факторов, финансовых факторов. Е. Ф. Целищева [2, с. 30-38] дает другой набор факторов, отражающих условия производства и жизнедеятельности, и предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципального образования путем выделения объективных и субъективных условий и предпосылок. К объективным предпосылкам она относит реальные экономико-географические и другие факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов, т. е. инвестиционный потенциал территории: выгодное географическое положение; транспортная доступность; наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов (сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.); состояние окружающей природной среды; уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; «цена» рабочей силы; наличие квалифицированных кадров и другие факторы. Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования, по мнению Е. Ф. Целищевой, связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. И. И. Иваницкая [3] предлагает свой набор параметров для оценки инвестиционного климата муниципальных образований на основе таких универсальных факторов, как: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры; развитие культуры и образования населения; социально-политическая и экономическая стабильность; взаимодействие органов управления с предприятиями и др. Рассмотрение различных методик выявило, что во многих из них отсутствует учет инвестиционной активности как составной части инвестиционной привлекательности и результата реализации инвестиционной политики. Такая позиция обедняет результаты применения данных методик и реальную оценку инвестиционной привлекательности муниципальных образований, так как при этом не учитывается деятельность органов власти по участию в инвестиционных процессах. Поэтому, используя теоретические и практические наработки в области оценки инвестиционной привлекательности территории, предложен подход, учитывающий как социально-экономические параметры развития муниципалитетов, так и деятельность местных органов власти по формированию муниципальной инвестиционной политики (рис.). Ввиду того что деятельность органов власти по реализации инвестиционной политики может происходить в двух основных направлениях: во-первых, 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz