Север и рынок. 2016, N 3.

В конце 2014 г. председатель совета директоров компании «Кузбассразрезуголь» А. Бокарев направил письмо В. Путину с предложением отказаться от Мурманска в пользу Тамани, так как портовых мощностей на юге не хватит, чтобы обеспечить растущие потребности Турции, которая строит у себя новые угольные электростанции [24]. В январе 2015 г. губернатор области М. Ковтун на встрече с замминистра транспорта В. Олерским обсуждала возможность замены «Кузбассразрезугля» «кем-то другим». Так как среди частных компаний желающих нет, выбор пал на Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), право управления которой Правительство РФ в 2009 г. передало Министерству транспорта РФ. В середине апреля 2015 г. у заместителя главы управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета А. Недосекова прошло совещание, посвященное этому проекту, на котором ГТЛК попросила еще два месяца на его изучение. ГТЛК рассчитывала на господдержку, но пока правительство не подтвердило готовности государства стать соинвестором «Лавны»: нет бюджетной строки, под которую можно было бы выделить деньги на проект [25]. Вместе с тем следует отметить, что попытка Минтранса привлечь к строительству терминала Государственную транспортную лизинговую компанию имеет мало шансов на успех в силу высокой аффилированности морских угольных терминалов с компаниями, генерирующими грузопоток угля. В то же время вариант направления угля с заграничных балтийский портов в Мурманск при необходимости строительства дальних подходов и сохранения пониженных тарифов на перевозки угля в Мурманск является экономически бессмысленным1. В этих условиях, руководствуясь призывом Д. Рогозина провести «ревизию Арктики», целесообразно ограничить начатое строительство участком ст. Выходной — мостовой переход через р. Тулома — ст. Мурмаши с последующим рассмотрением продолжения строительства при наличии подтвержденной грузовой базы до ст. Лавна2. Необходимость принятия такого решения просматривается и по результатам средств, выделяемых в федеральных адресных инвестиционных программах по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» по объектам федеральной собственности «1-й этап — Железнодорожная линия — ст. Выходной — мостовой переход через р. Тулома — ст. Мурмаши-2 — ст. Лавна»: на 2014 г. — 3 007 466.4 тыс. руб. (т. е. в размере аванса), на 2015 г. — 1 449 429.3 тыс. руб., на 2016 г. — 4 430 312.8 тыс. руб. (вместо 7 089 116.0 тыс. руб., определенных в федеральной адресной инвестиционной программе на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.). Таким образом, при цене контракта (март 2014 г. — март 2018 гг.) в 41 500 000 тыс. руб. на 2017 г. и 1-й квартал 2018 г. приходится нереальный для выделения из федерального бюджета остаток в размере 32 612 794.5 тыс. руб. (78.6 % от цены контракта). Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 449-р объект федеральной собственности «1-й этап — Железнодорожная линия — ст. Выходной — мостовой переход через р. Тулома — ст. Мурмаши-2 — ст. Лавна» включен в Перечень крупных проектов, по которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2015 г. № 1199 должен осуществляться мониторинг с целью минимизации возможных коррупционных проявлений и рисков при их реализации. 1В материалах по заседанию в июле 2014 г. межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта под председательством вице-премьера А. Дворковича относительно проекта МТУ было отмечено, что нет никакой перспективы на рост европейского рынка по углю, а Усть-Луга имеет достаточные перевалочные мощности под уголь и провозные способности на подходах, поэтому инвестиции в дальние подходы для ОАО «РЖД» бессмысленны, поскольку их вложение обеспечивает только перераспределение грузов с одного порта на другой, а не прирост грузопотока. Было предложено отложить строительство угольного терминала «Лавна» мощностью 18 млн т и железнодорожной ветки «Выходной — Лавна» до 2020 г. и заново рассмотреть целесообразность инвестиций в 2017 г. [26]. 2 Такой подход на совещании членов Президиума Морской коллегии при Правительстве РФ 21 октября 2014 г. при обсуждении проекта строительства в Мурманской области морского порта Печенга обозначил А. Тюкавин как содокладчик: «Нас, конечно, радует желание инвесторов реализовывать крупные проекты в регионе. Но, тем не менее, непростой опыт Штокмана заставил более предметно изучать проекты с точки зрения реальных возможностей. Мы, к сожалению, не разделяем оптимизма генерального директора порта Печенга. Те документы по проекту, которые у нас есть, демонстрируют только декларации и намерения. Пока мы не видим никакой базы, прежде всего грузовой. А это при реализации таких проектов является основополагающим моментом» [27]. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz