Север и рынок. 2016, N 3.
«У нас очень легко попасть в бюджет и очень сложно из него выйти», — так в общем случае Председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова оценила лоббизм отраслевых министерств и поведение Минфина при выделении средств из федерального бюджета [18]. При разработке Генеральной схемы развития МТУ строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до станции Лавна предполагалось при объединении участников проекта ЗАО «Корпорация “Синтез Петролиум”», ОАО «Кузбассразрезуголь» и холдинга «Сибирский деловой союз» с возможностью использовать механизмы концессионного соглашения с РАО «Российские железные дороги» [19]. Однако необходимость строительства железнодорожной линии длиной 46 км с пропускной мощностью 28 млн т в год ввиду отсутствия должной грузовой базы вызывает естественное сомнение в актуальности финансирования такого объекта из федерального бюджета. Такая мощность дороги была определена в 2011 г. в конкурсной документации на разработку проектной документации «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» на основе обоснования инвестиций по этому проекту, получившему положительное заключение «Главгосэкспертиза России» 29 апреля 2008 г. [20]. В 2006 г. в конкурсной документации на разработку обоснования инвестиций в расчете мощности этой железной дороги принимались идущие по ней экспортные поставки как угля, так и наливных грузов (нефть сырая и газовый конденсат). Причем поступающие по железной дороги наливные грузы оценивались в 10 млн т в год [21]. Этот объем был определен в Декларации ЗАО «Синтез Петролиум» в 2005 г. для отгрузки по технологическому трубопроводу сырой нефти и газового конденсата от НПК в пос. Молочный на НПК «Лавна» [22]. Сегодня ясно, что никаких грузоотправителей наливных грузов на экспорт для этой дороги нет1. Что касается высказанной Президентом РФ В. Путиным в апреле 2014 г. на встрече с представителями региональных и местных СМИ в Санкт-Петербурге поддержки проекта МТУ, то его слова об этом надо все же рассматривать в контексте в целом. На вопрос корреспондента газеты «Мурманский вестник» относительно распространяемой информации, что доля государственных вложений в развитие Мурманского транспортного узла будет сокращена на 75 % в пользу Керченского порта, В. Путин ответил: «Это Вас губернатор подговорил, я знаю, она названивает мне. Передайте ей, что эту программу мы сокращать не будем... Это, безусловно, проект не только региональный, но имеющий общенациональное значение. И никаких сокращений по развитию Мурманского транспортного узла не предусматривается» [23]. Вместе с тем В. Путин пояснил, что проводимый сейчас правительством внимательный анализ всего, что намечено в инвестиционной сфере, связан с общим состоянием и мировой, и нашей экономики. И правительство оценивает каждый проект с точки зрения экономической эффективности каждого из них. Именно этим обусловлено то, что уже в июне 2014 г. Минтрансом России были подготовлены изменения в финансировании многих инвестиционных проектов в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в частности, по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предлагалось уменьшить объемы финансирования из средств федерального бюджета на 4.9 млрд руб. в пользу проекта «Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе». Фактически в ФЦП в редакции от 27.09.2014 г. по МТУ вместо ранее выделяемых из бюджета 62728.7 млн руб. было определено 55628.7 млн руб., т. е. уменьшение составило 7.1 млрд руб. 1 7 декабря 2015 г. на совместном заседании Госкомиссии по Арктике и Морской коллегии при Правительстве РФ по вопросу «О мерах по реализации государственной политики РФ в Арктике» в протоколе было обращено внимание Минэкономразвития России «на несвоевременное и некачественное исполнение отдельных поручений Госкомиссии по Арктике, в частности «по ревизии мероприятий «отраслевых» программ, инфраструктурных и промышленных объектов, перспективных планов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в Арктике (далее — ревизия)». Среди поручений относительно этой ревизии в протоколе было и такое: «11. Минэнерго России (А. В. Новаку) совместно с Минтрансом России, Правительством Мурманской области и заинтересованными организациями проработать вопрос о строительстве в г. Мурманске (на западном берегу Кольского залива) нефтеперевалочного терминала общего пользования и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации в срок до 1 февраля 2016 г.». В марте 2016 г. «КоммерсантЪ» сообщил, что согласно имеющемуся в редакции письму главы Минэнерго А. Новака о консолидированной позиции по этому вопросу, «Роснефть», в конце 2015 г. начавшая выкуп 100 % ЗАО «НТ “Лавна”» у «Синтез Петролеум», отказалась от идеи строительства нефтеперевалочного терминала на западном берегу Кольского залива. В рамках заседания другие нефтяные компании также дали понять, что проект им не нужен. Таким образом, учтя позиции компаний, Минэнерго сообщило о нецелесообразности строительства этого терминала. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz