Север и рынок. 2016, N 3.
в настоящее время на ООО «Балтийский Завод — Судостроение» новые ледоколы проекта 22220 (мощностью 60 МВт, с изменяемой осадкой, ледопроходимостью до 2.8 м) обеспечат канал шириной 37-38 м. У проектируемых линейных атомных ледоколов «Лидер» (мощностью 110 МВт, ледопроходимостью около 4.0 м, шириной 40 м) ширина канала оценивается в 43-44 м. [14, 15]. С учетом того, что строящиеся для проекта «Ямал СПГ» арктические газовозы будут иметь ширину 50 м, создаваемый как существующими, так и строящимися ледоколами канал будет иметь недостаточную ширину для обеспечения проводки танкеров. Вследствие этого существует точка зрения, что для проводки таких танкеров потребуется два атомных ледокола. В то же время танкеры «Ямал СПГ» имеют ледовое усиление Arc7 и силовую установку высокой мощности (45 МВт), что должно позволить им самостоятельно расширять создаваемый одним ледоколом канал. В случае застревания танкера во льдах может быть использована его возможность самостоятельного движения кормой или высвобождение силами ледокола. Обеспечить возможность проводки судов наибольшей ширины без ледового класса и/или со слабым ледовым усилением смогут ледоколы, спроектированные на основании результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований. В случае постройки ледокола с единым корпусом шириной около 50 м значительно увеличивается ледовое сопротивление, что приводит к росту потребляемой мощности. Поэтому была предложена принципиально новая многокорпусная (с 3 или 4 корпусами) конструкция судна, соединенная единой платформой, что позволяет достичь прокладки канала шириной более 50 м при меньшем ледовом сопротивлении и, соответственно, меньших энергозатратах. На текущий момент разработка проходит предпроектную подготовку. Таким образом, суровые ледовые условия акваторий Карского и других северных морей, обусловленные их географическим положением, ограничивают возможности свободного круглогодичного судоходства, которое реализуется только при эксплуатации ледоколов и судов с ледовым усилением. Акватория Северного морского пути будет использоваться для вывоза СПГ проекта «Ямал СПГ» из-за низкого уровня развития иной инфраструктуры, кроме морского транспорта, а также сравнительно низкой стоимости использования последнего. Специально спроектированные для проекта танкеры с ледовым усилением Arc7 позволят обеспечить функционирование разработанной в рамках проекта «Ямал СПГ» транспортно-логистической модели, позволяющей осуществлять круглогодичные поставки СПГ на рынки стран АТР и Европы: в летний период по СМП в восточном направлении, в зимний период — по западному маршруту до пункта перевалки. В рамках проекта ведется комплексное портовое и ледокольное обеспечение вывоза СПГ. При этом в перспективе использование ледокольных услуг для проводки судов может быть необходимо не только для обеспечения более высоких скоростей транспортировки СПГ, но и в связи с прогнозируемым ужесточением ледовой обстановки в арктических морях, включая Карское. Таким образом, транспортировка СПГ через акваторию Карского моря тесно связана с необходимостью ее ледокольного обеспечения. Более того, дальнейшее наращивание объемов добычи природных ресурсов возможно только при использовании транспортных судов высокого ледового класса и соответствующей поддержке ледокольного флота. Литература 1. Бурцев О. В., Козьменко С. Ю., Шиян Г. Н. Современная Россия и морская цивилизация // Морской сборник. 2006. № 6. С. 17-21. 2. Егоров А. Г. Долгосрочный прогноз сроков устойчивого ледообразования в северо-восточной части Карского моря // Результаты испытания новых и усовершенствованных технологий, моделей и методов гидрометеорологических прогнозов. М.: ФГБУ «Гидрометцентр России», 2011. № 38. С. 56-78. 3. Егоров А. Г. Прогноз сроков устойчивого ледообразования в юго-западной части Карского моря // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 328. 4. Деев М. Г. Ледяной покров Арктики и его устойчивость // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2011. № 3. С. 52-58. 5. Думанская И. О. Типовые ледовые условия на основных судоходных трассах морей европейской части России для зим различной суровости // Труды гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации. М.: ФГБУ «Гидрометцентр России», 2013. № 350. С. 142-166. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz