Север и рынок. 2016, N 3.
- в декабре и с января по июнь — самостоятельное плавание в любых ледовых условиях (в соответствии с официальной информацией Росгидромета) только в юго-западной части Карского моря, в средних и легких ледовых условиях — в северо-восточной части Карского и Чукотском морях и в легких ледовых условиях — в море Лаптевых и Восточно-Сибирском; - круглогодично — плавание под проводкой ледокола в любых ледовых условиях во всех перечисленных морях. Возможности строящихся газовозов и действующие правила плавания в акватории СМП позволили ОАО «Ямал СПГ» создать в рамках проекта гибкую транспортно-логистическую модель для круглогодичных поставок СПГ на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В летний период компания будет осуществлять поставки СПГ на рынки АТР по СМП в восточном направлении. В период зимы СПГ будет доставляться по западному маршруту до перевалочного регазификационного терминала в Зеебрюгге (Бельгия), где в соответствии с заключенным 20-летним контрактом компания «Fluxys LNG» будет осуществлять перевалку СПГ с танкеров усиленного ледового класса Arc7 на танкеры конвенционного типа (неледового класса грузовместимостью 145-265 тыс. м3) для его дальнейшей транспортировки в страны Европы и Америки, а также страны АТР через Суэцкий канал [7, 11]. В рамках реализации проекта «Ямал СПГ» налажено сотрудничество с Федеральным государственным предприятием атомного флота по двум направлениям: 1) ледокольное и буксирное обслуживание судов в акватории порта Сабетта; 2) ледокольное обеспечение проводок в акватории Северного морского пути (включая Карское море и Обскую губу). Для обеспечения комплексного буксирного и ледокольного обслуживания судов в порту Сабетта ФГУП «Атомфлот» осуществляет строительство специализированного портового флота, состоящего из портового ледокола, ледокольного буксира и трех портовых буксиров. Весной 2015 г. компанией был заключен договор на строительство портового ледокола типа Aker Arc 124 ледового класса Icebreaker7 с ОАО «Выборгский судостроительный завод» со следующими характеристиками: мощность силовой установки не менее 10 МВт, инновационная система движения (по 2 винто-рулевые колонки расположены и в передней части судна, и в корме) для максимально эффективного маневрирования и выполнения специальных задач, ледопроходимость 1.5 м, скорость хода судна на открытой воде не менее 15 узлов, во льду толщиной 1.5 м— 2 узла [11]. Строительство двух портовых буксиров ледового класса Arc4 осуществляется по договорам с ООО «Краншип». Мощность силовой установки 3.84 МВт, скорость хода в открытой воде 13.0 узлов. Длина буксиров составляет 30.87 м, ширина 11.2, максимальная осадка 4.93 м. Численность экипажа — 10 чел. Первое судно, получившее название «Пур», было введено в эксплуатацию в апреле 2016 г. и 19 апреля 2016 г. начало переход в порт Мурманск. Второе судно («Тамбей») было спущено на воду в феврале 2016 г., приход в Мурманск ожидается до конца мая текущего года [12]. Согласно данным закупки, опубликованной 11 февраля 2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, судостроительный завод ООО «Краншип» также построит ледокольный буксир ледового класса Arc6 проекта T40105 к сентябрю 2017 г. В настоящее время, пока портовый флот для проекта только строится, ФГУП «Атомфлот» использует привлеченные суда. Так, в период зимней навигации 2014-2015 гг. дизельный ледокол «Тор» (оператор — ФГУП «Росморпорт») использовался в акватории порта Сабетта для взламывания льдов у причалов и ледокольного обеспечения заходящих в порт судов. Также ледоколы обеспечивают круглогодичный завоз тяжеловесных грузов в порт Сабетта для строительства завода СПГ с последующим выводом транспортных судов в обратном направлении. Линейные ледоколы типа «Арктика» проводят суда в акватории СМП, включая Карское море до входа в Обскую губу. Дальнейшую проводку выполняют атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» - до пос. Сабетта, где ледокольное обеспечение порта осуществляется привлеченными судами. При этом после окончания дноуглубительных работ в Обской губе в 2016 г. ледоколы типа «Арктика» смогут осуществлять прямые проводки судов вплоть до пос. Сабетта. Это будет способствовать согласованию всех видов экономической деятельности, включая обеспечение национальной безопасности в этом регионе [13, c. 84-89]. Атомные ледоколы будут незаменимы и при необходимости ледокольного обеспечения работы газовозов. Однако в настоящее время остается дискуссионной проблема проводки подобных судов, заключающаяся в недостаточной ширине канала, создаваемой действующими ледоколами во льдах. У линейных ледоколов типа «Арктика» с учетом подлома ширина канала составляет 33-34 м, в то время как ширина современных танкеров достигает 35-50 м. Строящиеся 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz