Север и рынок. 2016, N 3.
По состоянию на текущий момент законтрактовано 95 % сжиженного природного газа проекта, млн т в год: в соответствии с соглашением с испанской компанией «Gas Natural Fenosa» — 2.5; по обязывающему контракту с китайской «China National Petroleum Corporation» — 3.0; по договору с французской «Total S.A.» — 4.0; на основании договора с «NOVATEK Gas & Power GmbH» — 2.86; в рамках долгосрочного контракта с «Gazprom Marketing & Trading Singapore» — 2.9. Оставшиеся 5 % от годового выпуска СПГ планируются к реализации на свободном рынке без заключения долгосрочных контрактов [7]. В целом требуется глубокая модернизация региональной газотранспортной системы в Арктике [8, c. 490-496]. Для реализации проекта «Ямал СПГ» спроектирован специальный танкер ледового класса при участии отечественных и иностранных классификационных сообществ, ведущих проектных и конструкторских институтов, судоверфей и компаний-судовладельцев. По классификации Российского морского регистра судоходства построенным по проекту судам будет присвоен ледовый класс Arc7 (самостоятельная навигация в однолетних льдах толщиной до 1.4 м в зимний период и до 1.7 м в летний; плавание в канале за ледоколом — во льдах до 2.0 и 3.2 м соответственно). В соответствии с классификацией Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) суда получат ледовые классы Polar 4 (круглогодичная навигация в тонких однолетних льдах с возможными включениями более старых льдов) и Polar 3 (круглогодичная навигация в двухлетних льдах с включениями многолетних). Отметим следующие основные характеристики танкеров: длина 299 м, ширина 50 м, осадка в пресной воде 12 м; силовая установка мощностью 45 МВт; двухтопливная дизель-электрическая пропульсивная система с тремя винто-рулевыми колонками Azipod; двойной корпус судна обеспечивает применение принципа двойного действия — в открытой воде и в условиях тонкого льда используется его передняя часть, в сложных ледовых условиях осуществляется самостоятельная навигация кормой вперед; скорость хода в открытой воде до 19.5 узлов, при ходе во льдах толщиной 1.5 м — около 5.0 узлов; ледопроходимость до 2.1 м; утепление судна обеспечивает эксплуатацию корпуса при температурах до -45 °С, а механизмов — до -52 °С; на судне установлены 4 грузовых танка мембранного типа GTTNO 96 общей грузовместимостью 172.6 тыс. м3СПГ [7, 9, 10]. Осенью 2012 г. ОАО «Ямал СПГ» провело тендеры на строительство и эксплуатацию танкеров ледового класса Arc7 для транспортировки СПГ. В конкурсе на строительство танкеров приняли участие 7 судостроительных компаний, в конкурсе на их эксплуатацию— 13 компаний-судовладельцев. Летом 2013 г. победителем тендера на строительство судов была признана южнокорейская судоверфь «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering». Заключенное соглашение предусматривает: 1) опционы на строительство (включая проведение работ по оптимизации корпуса судов, их модельные испытания), спуск на воду, оборудование, оснащение и поставку до 16 танкеров; 2) передачу прав на финансирование и покупку судов компаниям-операторам флота; 3) обязательство верфи по предоставлению российским судостроительным заводам, определенным ОАО «Ямал СПГ», необходимых для строительства судов компетенций [7]. В настоящее время строительство 15 новейших судов осуществляется под руководством французского классификационного общества «Bureau Veritas» и Российского морского регистра судоходства в сотрудничестве с российскими институтами. Победителями тендера на эксплуатацию танкеров стали российская компания «Совкомфлот» (1 судно), японская «MOL» (3 судна), греческая Dynagas (5 судов) и канадская Teekay (6 судов) [9]. Стоит отметить, что реальным опытом эксплуатации танкеров в арктических условиях имеет только российская компания в рамках других проектов. При этом до августа 2015 г. ОАО «Совкомфлот» должно было стать владельцем 5 из 15 судов, однако из-за отказа инвесторов финансировать проект компания была вынуждена сократить свое участие до 1 танкера. Права на эти 4 судна были переуступлены афинской «Dynagas», вследствие чего греческая компания будет оператором 5 арктических газовозов. В марте 2015 г. на судоверфи был заложен киль первого из строящихся судов. Заказ строительства этого судна с рабочим названием «Ямалмакс» осуществлен «Совкомфлотом» в феврале 2014 г. Окончание строительства судна планируется в 2016 г. со сдачей заказчику в июне [10]. В соответствии с Правилами плавания в акватории Северного морского пути судам с присвоенным классом Arc7 разрешено: - с июля по ноябрь — самостоятельное плавание без ограничений в Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях; 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz