Север и рынок. 2016, N 3.

Рассмотрим ледовую обстановку в юго-западной части Карского моря в суровую зиму на примере апреля 1979 г. Все заливы и побережья рассматриваемой части скованы припаем (прикрепленным к берегу неподвижным льдом). В южной части толщина ровного льда колеблется от 1.4 до почти 2.0 м и составляет: в Байдарацкой губе — от 140 до 180 см, в Обской и Тазовской губе — около 170 см, у входа в Обскую губу — до 186 см, у входа в Гыданскую — до 187 см, в районе порта Диксон — около 180 см, а в Енисейском заливе — до 197 см. Оставшаяся площадь юго-западной части моря практически полностью скована однолетними дрейфующими льдами горизонтальных размеров от 0.5 до 2 км, толщина которых находится в диапазоне от 70 до 140 см. Для экстремально суровых зим толщина льда может достигать 1.6 м. Для умеренных зим этот показатель сокращается до уровня 70-110 см, для мягких - до 70 см. При экспорте полезных ископаемых из Обской губы в западном направлении в Карском море судоходство ведется по участку пути Карские Ворота — Обская губа. В умеренную зиму трасса полностью покрыта льдом в течение 5 месяцев, в суровую зиму — 7-9 месяцев (с ноября по май - - июнь). После мягких и умеренных зим путь в августе - - сентябре путь свободен ото льда, после суровых зим лед может частично сохраняться [5]. В настоящее время в арктических морях продолжается начавшееся в середине 1980-х гг. таянье льдов. При этом повышение температуры воздуха Земли происходит с начала XIX в. По данным наблюдений, в течение XX в. температура воздуха в Арктике росла практически в 2 раза быстрее, чем средняя температура планеты. Различные исследования подтверждают, что за каждые 10 лет происходит сокращение величины площади льдов примерно на 7.4 %. При этом, согласно оценкам, «теплый» период в ближайшие годы будет продолжаться. В первые двенадцать лет XXI в. в юго-западной части Карского моря суровой признана только зима 2000-2001 гг., причем только для восточного района указанной акватории. Уменьшение суровости зим стало причиной сокращения продолжительности ледового периода: в сравнении со средними многолетними значениями в последнее тридцатилетие первые льды образуются на 3-8 дней позже, а их сокращение ледового покрытия начинается на 5-8 дней раньше. Некоторые ученые связывают данные факты с процессами глобального потепления, прогнозируя дальнейшее сокращение ледового покрова в морях Арктики. Однако другие исследования обращают внимание на существование климатических циклов различной длительности: по 10, 12, 20, 60, 70, 80, 90, 200 и т. п. лет. Российские исследователи выделяют особенное значение 60- и 200-летних циклов. По прогнозу ААНИИ, основывающемуся на оценке циклов продолжительностью 200 лет, понижение температуры ожидается к 2030-2040 гг. с почти полным исчезновением сезонных льдов и последующим усилением ледяного покрова к концу XXI в. Более того, по мнению ученых Пулковской обсерватории, солнечная активность в настоящее время снижается, что также говорит о последующем снижении среднегодовых температур [6]. Несмотря на смягчение ледовой обстановки, в мягкие и умеренные зимы последних лет Карское море полностью сковывается однолетними льдами и припаем до 1.1 м в зимний период. Юго-западная часть моря, включая Обскую губу, значительно освобождается ото льда только в августе — сентябре. Соответственно, для обеспечения круглогодичной навигации в акватории Карского моря и Обской губы необходимо использование судов усиленного ледового класса с привлечением ледоколов для проводки судов при необходимости. В последние годы объемы морских грузоперевозок в акватории Карского моря наращиваются в том числе за счет развития ряда новых проектов, связанных с реализацией природных ресурсов, добываемых в Российской Арктике. Одним из наиболее значимых из них можно выделить интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации природного газа «Ямал СПГ». Оператором проекта является ОАО «Ямал СПГ» - - совместное предприятие, созданное отечественной компанией ОАО «НОВАТЭК» (доля участия — 60 %), французской «Total S. A.» и китайской «CNPC» (по 20 % соответственно). Ресурсной базой для проекта является открытое в 1974 г. Южно-Тамбейское месторождение, доказанные и вероятные запасы которого по стандартам PRMS составляют 926 млрд м3природного газа. В рамках проекта в пос. Сабетта тремя очередями строится завод по производству сжиженного природного газа с запуском в 2017, 2018 и 2019 гг. соответственно. Мощность завода составит 16.5 млн т СПГ и до 1.2 млн т газового конденсата в год. Уже функционирует построенный для грузовых перевозок порт, аэропорт Сабетта обслуживает регулярные рейсы из Москвы, Самары и Нового Уренгоя, ведется бурение скважин. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz