Север и рынок. 2016, N 3.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ВОПРОСЫ ПОСТАВОК УГЛЕВОДОРОДОВ УДК 339.97 ТРАНСПОРТИРОВКА СПГ В АРКТИКЕ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ Д. А. Матвиишин, аспирант ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск, Россия Аннотация. Представлен анализ основных климатических условий в Карском море и их изменение. Изучены характеристики проекта «Ямал СПГ», включая его транспортно-логистическую схему и используемые суда. Проанализировано состояние портовой и ледокольной поддержки проекта. Ключевые слова: транспортировка СПГ, Ямал СПГ, модернизация флота, ледокольное обеспечение. LNG TRANSPORTATION IN THE ARCTIC: ANALYSIS OF MAIN TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT D. A. Matviishin, Post-graduate Student Murmansk State Technical University, Murmansk, Russia Abstract. The article presents the analysis of the main climatic conditions in the Kara Sea and their change. The characteristics of "Yamal LNG" project are analyzed, including its transport and logistics scheme and the vessels used. The condition of the harbor and icebreaker support of the project is analyzed. Keywords : LNG transportation, Yamal LNG, fleet modernization, icebreaker support. Добытые природные ресурсы всегда требуется доставлять до потребителя. В Арктической зоне России транспортировка полезных ископаемых для последующей реализации осуществляется преимущественно морским путем вследствие низкого уровня развития иной инфраструктуры и сравнительно невысокой стоимости использования данного вида транспорта. Однако географическое положение северных морей обуславливает суровые климатические условия, что усложняет судоходство в их акваториях [1, c. 17-21]. Акватория Карского моря большую часть года скована льдами. При этом ледовую обстановку в период начала замерзания акватории обуславливают условия предшествующего летнего периода. Чем более высока ледовитость (доля скованной льдами площади акватории), сохранившаяся с предыдущей зимы, тем раньше начинается ледообразование нового зимнего периода. Соответственно, чем более благоприятные ледовые условия летом, тем позже замерзает акватория. Средние сроки начала замерзания акватории северо-восточной части Карского моря колеблются в течение сентября — октября. Максимально раннее ледообразование начинается в конце августа, а максимально позднее — в первой половине октября. Процесс замерзания акватории данной части Карского моря завершается максимум в октябре — ноябре. Для акватории юго-западной части Карского моря началом замерзания является октябрь. Максимально ранее ледообразование сдвигает срок начала ледообразования на конец сентября, а максимально позднее — на вторую половину октября. Крайний срок окончания замерзания акватории данной части Карского моря — ноябрь — декабрь [2, 3]. Средняя ледовитость в Карском море за год составляет 85.4 %, в том числе с ноября по май акватория практически полностью скована льдами, в июне находится на уровне 92.2 %, в июле — 80.7 %, в августе — 52 %, в период наименьшего ледяного покрова (в сентябре) от 32 %, а в октябре вновь начинает увеличиваться — до 68.1 % [4]. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz