Север и рынок. 2016, N 3.

Необходимо отметить, что существует такая зависимость — более высокий уровень экономического развития и налоговых доходов бюджета региона обуславливает наличие больших возможностей регулирования экономики с помощью налоговых методов. Низкий уровень развития экономики предполагает слабую реакцию экономики на налоговые методы. Поэтому значение налоговых инструментов регулирования экономики выше в тех субъектах РФ, где выше уровень экономического развития. В настоящее время субъекты РФ недостаточно эффективно используют свои полномочия в области налогового регулирования. Практически не используются такие методы, как изменение сроков уплаты налогов и сборов, предоставление налоговых льгот, инвестиционный налоговый кредит. Государственные заказы как инструмент финансового регулирования экономики выполняют ряд важнейших функций. Используя государственные заказы и закупки, государство привлекает потенциал частного предпринимательства для обеспечения устойчивости экономического развития, решения актуальных социально-экономических задач. Созданная в России в начале 1990-х гг. для выполнения государственных заказов Федеральная контрактная система была реформирована в 1994 г., так как оказалась неэффективной (выполнение работ слабо подкреплялось государственным финансированием) [15]. Принятые меры способствовали повышению экономности и эффективности расходования финансовых средств, выделяемых на государственные закупки. В настоящее время на региональном уровне происходит активизация деятельности по развитию процедур размещения государственного заказа. В ряде субъектов РФ сформировались институциональные основы по развитию регионального рынка государственных заказов, проведению конкурентных конкурсных процедур. На региональном уровне активно формируется инфраструктура рынка государственных заказов как система взаимосвязанных элементов, важнейшими из которых являются: управляющие центры; современные информационно-аналитические системы (сайты в Интернете, реестры контрактов и закупок, базы данных поставщиков, постоянно действующие выставки); учебные и консультационные структуры; некоммерческие структуры, созданные поставщиками для защиты своих прав и интересов на рынке госзакупок. Но при этом рост количественных показателей государственных заказов в отдельных регионах характеризуется заметной неравномерностью. Динамика объемов заказов по субъектам РФ во многом зависит от реализации крупных региональных инфраструктурных проектов. Актуальной проблемой на сегодняшний день является отсутствие научно обоснованных методов оценки финансово-экономической эффективности решений в сфере государственных закупок. Одна из наиболее востребованных и важных задач в области реализации финансового регулирования на сегодняшний день — это изучение возможностей применения финансовых рычагов формирования и использования финансовых ресурсов в северных регионах. Особенности северных регионов, обусловленные наличием стратегических сырьевых ресурсов, монополизированностью рынков, накопившимися социальными проблемами, предопределяют ответственность государства за положение дел на этих территориях, вносящих значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. Несмотря на то что северные территории формируют до 30 % бюджета страны, финансовая обеспеченность этих территорий остается низкой. Анализ динамики основных финансовых показателей в северных субъектах РФ показывает, что в большинстве данных субъектов наблюдается снижение темпов роста доходных частей бюджетов, замедление производственных показателей по основных регионообразующим отраслям хозяйства (такая ситуация характерна для таких регионов, как Тюменская область, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.). При этом в условиях одновременного расширения расходных полномочий региональных и местных бюджетов и усиления централизации налоговых поступлений в федеральный бюджет наблюдается существенное повышение дефицитности большинства бюджетов северных субъектов РФ (дефицит более 20 % от собственных доходов бюджета в 2014 г. наблюдался в Республиках Коми и Карелия, Мурманской области). В свою очередь, низкая финансовая обеспеченность северных территорий приводит к таким негативным последствиям, как: сокращение финансирования материальной поддержки бюджетной сферы и основных социальных отраслей, снижение финансирования региональных целевых программ, уменьшение поддержки отдельных муниципалитетов в субъектах РФ, относящихся к Северу. Дополнительные сложности создает изменение роли государства в системе реализации экономического и социального развития северных территорий. В последние годы федеральные 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz