Север и рынок. 2016, N 3.
Целью бюджетного регулирования территориального развития является создание на определенной территории финансово-ресурсного базиса в результате формирования объема бюджетных ресурсов в достаточном количестве. В систему рычагов, используемых для бюджетного регулирования на региональном уровне, следует включить такие отдельные элементы, как: • единые и дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленные органами государственной власти субъектов РФ; • межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции, прочие межбюджетные трансферты); • прочие инструменты обеспечения бюджетной сбалансированности (бюджетные кредиты и ссуды). Основным инструментом регулирования, через который реализуются межбюджетные отношения в России, являются межбюджетные трансферты. В России применяется три основные формы межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам. Они перечислены в статье 129 Бюджетного кодекса РФ. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции. Кроме того, Бюджетный кодекс предусматривает иные формы межбюджетных трансфертов, которые, впрочем, подробно не расшифровывает. В качестве отдельной формы межбюджетных трансфертов статья 129 Бюджетного кодекса РФ также упоминает межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов. Тем самым внебюджетные фонды могут рассматриваться как самостоятельные участники межбюджетных отношений на региональном уровне. В настоящий момент один из основных вопросов в системе изучения межбюджетных отношений на региональном уровне — это разработка методики определения их эффективности. Единой законодательно закрепленной методики расчета показателей, характеризующих степень эффективности межбюджетных взаимоотношений в субъекте РФ, на сегодняшний день нет. При этом следует отметить, что законодательные органы власти обращают свое внимание на данный спектр вопросов, следствием чего является разработка и принятие нормативных актов, задачей которых является систематизация подходов к оценке межбюджетных отношений внутри регионов. Так, следует выделить Приказ Минфина России «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» [13], в котором содержится методика расчета и интерпретация показателей, характеризующих отдельные направления финансовых отношений в субъектах РФ. Все индикаторы, содержащиеся в документе, разделены на две группы: индикаторы качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации и индикаторы соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса. В рамках первой группы дополнительно выделено восемь направлений, включающих в себя в общей сложности 54 индикатора. Непосредственно на оценку межбюджетных отношений в регионе направлены индикаторы четвертого направления, которые в методике обозначены как «финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями». По данному направлению для каждого субъекта РФ определяется восемь индикаторов. Практическое использование данной методики для оценки межбюджетных отношений в регионе было представлено авторами в работе [14]. Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Целью налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом. Одним из важнейших способов налогового регулирования экономики субъектов РФ является установление закрепленных и регулирующих налогов. Развитие системы инструментов налогового регулирования экономики субъектов РФ с начала 1990-х гг. можно охарактеризовать следующими тенденциями: • сокращением числа налогов субъектов РФ; • сужением полномочий субъектов РФ в сфере налоговых инструментов регулирования региональной экономики; • четким закреплением перечня регулирующих налогов в Бюджетном кодексе РФ. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz