Север и рынок. 2016, N 3.

но и в субъектах РФ с учетом специфики отдельных территорий и региональных особенностей. Это же подтверждает и анализ отдельных статей Положения «О территориальных учреждениях Банка России» [12], согласно которому кроме контрольно-надзорных функций структурные подразделения Банка России выполняют такие функции, как: участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики; обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона. Но фактически в условиях жесткой централизации системы принятия решений территориальные структуры Центрального банка практически лишены самостоятельности и на сегодняшний день выступают в качестве финансовых органов, реализующих приказы и распоряжения Центрального аппарата Банка России. Таким образом, институциональные основы реализации денежно-кредитной политики в субъектах РФ остаются неразвитыми, а инициативы Центрального банка РФ по делегированию большего количества полномочий и функций своим территориальным отделениям в настоящее время отсутствуют. Непосредственно спектр монетарных рычагов, используемых при реализации денежно-кредитной политики, может быть представлен в соответствии со статьями 35-44 главы VII «Денежно-кредитная политика» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: • процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование кредитных организаций; • обязательные резервные требования; • операции на открытом рынке; • валютные интервенции; • установление ориентиров роста денежной массы; • прямые количественные ограничения; • эмиссия облигаций от своего имени; • другие инструменты, определенные Банком России. В РФ в условиях значительной и продолжительной социально-экономической дифференциации регионального развития применение рычагов денежно-кредитной политики может приводить к противоречивым последствиям в отдельных субъектах РФ. А значит, требуется дальнейший анализ и понимание применения монетарных рычагов Банка России. К факторам, обуславливающим различное влияние применения монетарных инструментов Центрального Банка РФ на субъекты РФ, следует отнести: • структуру регионального хозяйства; • уровень развития банковской системы региона; • наличие на территории субъекта структурных подразделений Банка России и, прежде всего, Главного управления; • наличие на территории региона крупных финансово-промышленных холдингов; • развитие регионального финансового рынка; • степень учета органами власти субъекта РФ использования денежно-кредитных рычагов Центрального банка РФ при принятии и реализации региональной финансовой политики. Дифференциация перечисленных факторов по регионам приводит к тому, что изменение денежной массы, валютного курса, кредитной активности и, прежде всего, процентных ставок по финансовым операциям в рамках проводимой Банком России денежно-кредитной политики приводит к различной реакции отдельных отраслей региональной экономики, выражающейся в изменении показателей производства, инвестиций в основные средства, средних показателей рентабельности и доли убыточных предприятий и в изменении в общем основных региональных показателей социально-экономического развития субъектов РФ. В целом негативные последствия применения отдельных монетарных рычагов Центрального банка характерны для регионов, особенностями которых являются отсутствие диверсификации экономического хозяйства, слабый уровень развития банковского сектора, низкая доля в структуре производства продукции экспортно-ориентированных отраслей. Бюджетное регулирование территориального развития имеет специфические черты, отличающие его от других видов регулирования. Это совокупность форм регулирования доходов, расходов территориальных бюджетов и межбюджетных отношений, являющихся частью финансового регулирования и осуществляемого финансово-экономическими методами прямого и косвенного действия в целях конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития территорий. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz